Налоговая ставка вместо ключевой
Временное снижение НДС в Германии увеличило потребление
Одним из ориентиров налоговой политики в мире является стабильность налогов, хотя временное изменение налоговых ставок может рассматриваться как альтернатива мерам денежно-кредитной политики (ДКП). Группа экономистов, в числе которых сотрудники Deutsche Bundesbank, исследовала редкий пример подобной политики в ФРГ в 2020 году, где НДС сознательно снижался на 3 процентных пункта для поддержки внутреннего спроса. Это работает: в Германии значительно выросли потребительские расходы, особенно на товары длительного пользования. Долгосрочные последствия эксперимента неизвестны, а важным компонентом такой политики может быть неожиданность решения.
Экономисты Рюдигер Бахманн, Бенджамин Борн, Ольга Голдфайн-Франк, Георгий Кочарков, Ральф Люттике и Майкл Вебер (сотрудники европейских, американских и британских университетов, а также Deutsche Bundesbank) в препринте статьи «Временное снижение НДС как нестандартная фискальная политика», опубликованной американской ассоциацией NBER, описывают итоги одного из самых нестандартных ходов в экономполитике последних лет: эксперимента Германии, где 3 июня 2020 года правительство ФРГ объявило о временном снижении НДС с 19% до 16% с 1 июля по 31 декабря 2020 года.
Как подчеркивают авторы статьи, речь шла о попытке использования налоговой политики как альтернативы мерам ДКП. Это, по их соображениям, необходимо в момент, когда эффективная нижняя граница номинальных процентных ставок ограничивает возможности ДКП (к тому же в немецкой экономике, входящей в зону евро, самостоятельные монетарные решения невозможны).
Эксперимент подтвердил: при номинальных процентных ставках, установленных на эффективной нижней границе, нетрадиционная фискальная политика может прямо и предсказуемо воздействовать на спрос.
В качестве источника данных авторы использовали опрос потребителей в июле 2020 года о планах расходов на товары на вторую половину года и информированности о снижении НДС. Второй опрос потребителей — уже о реализованных расходах — был проведен в январе 2021 года, при этом выяснилось, что респонденты разделились в соответствии с их ретроспективным восприятием того, как снижение НДС повлияло на потребительские цены. Граждане, которые не верили, что цены изменились после снижения налога, не имели мотива для межвременного замещения в потреблении и не ощущали влияния НДС на доходы. Таким образом, механика эффекта довольно сложна и обусловлена сочетанием ожиданий и нормы сбережений.
Изменение ставки НДС в Германии произошло на фоне нарастания пандемии и вызванной ею рецессии. «Чистым экспериментом» происходящее не было: снижение НДС входило в пакет стимулов, который включал прямые выплаты семьям с детьми и ряд налоговых льгот для фирм.
Для получения выгоды от временного снижения НДС домохозяйства вынуждены покупать больше товаров.
По первым оценкам, в этот период в Германии общие потребительские расходы увеличились на €34 млрд, а доходы бюджетной системы снизились на €7 млрд. Реакция граждан на нестандартный ход властей не зависела, как показывают авторы, от финансовой грамотности и сберегательной дисциплины — сильнее всех отреагировали более молодые домохозяйства с низким уровнем чистых доходов. Домохозяйства, которые были более внимательны к налоговым изменениям, потратили на 36% больше на товары длительного пользования, на 11% — на «среднесрочные», а рост расходов на текущее потребление составил всего 2%.
В целом авторы статьи считают, что неожиданное и временное снижение НДС может быть эффективным инструментом стабилизации экономики, когда традиционная бюджетная политика менее эффективна, а возможности ДКП ограничены; при этом оно не требует «политического микроменеджмента» и может быть легче учтено в программном обеспечении поставщиков, что упрощает администрирование. Отметим, впрочем, что эксперимент с неожиданным временным увеличением НДС, исходя из предполагаемого механизма эффекта, «зеркально» вряд ли бы сработал, а большая часть теорий, обосновывающих принцип стабильности и предсказуемости налогообложения, подчеркивают проблемы, связанные с ростом налогообложения. К тому же сходный с экспериментальным эффект может быть реализован возвратом налогов — впрочем, не в случае с НДС.