Неброское и неярмаркое
Новогодняя торговля урезает формат
Из-за неопределенности с ограничениями на фоне пандемии операторы и арендаторы новогодних ярмарок, которые традиционно проводятся в торгцентрах, рассчитывают получить от владельцев объектов скидку на аренду площадей в размере 20–50% или перейти на безрисковые механизмы работы. Управляющие часто вынуждены идти им навстречу: после нескольких волн заболеваемости и локдаунов количество интересных потенциальных участников ярмарок и их ассортимент заметно сократились. Но полностью от ярмарок торгцентры, особенно крупные, вряд ли откажутся, рассчитывая получить дополнительный трафик за счет отложенного спроса.
Стоимость аренды площадей в торгцентрах Москвы для проведения новогодних ярмарок в этом году сократится на 30–50% по сравнению с 2019 годом, а в некоторых объектах ставки упадут в 2,5 раза, сообщила “Ъ” управляющий партнер RedStone Индира Шафикова, занимающаяся организацией такой торговли.
Из-за повышенных рисков новых ограничений и снижения посещаемости соглашаться работать на докризисных условиях операторам стало невыгодно, отмечает она.
Тенденцию заметил и управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов, констатируя, что операторы ярмарок стремятся договориться о скидках в размере 20–30%.
Региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева подтверждает, что организаторы новогодних ярмарок стараются арендовать площадки в торгцентрах на максимально безрисковых условиях, например договариваясь о ставке с процента от оборота. Но такой формат почти невыгоден собственникам торгцентров: выручку сложно контролировать, очень много продавцов и кассовых аппаратов, объясняет директор департамента торговой недвижимости Accent Capital Светлана Кузьмина.
Управляющий партнер ITD Properties Инесса Самохвалова отмечает, что в ее объектах арендаторы ярмарок внутри торгцентров получают скидку в среднем в размере 20%. Но риски для арендаторов, работающих на уличных площадках, по ее словам, ниже. Эксперт считает дополнительным негативным фактором для торгцентров общее снижение числа операторов ярмарок.
Не все пережили прошлогодние ограничения, подтверждает заместитель гендиректора «Корпорации А.Н.Д.» Дмитрий Москаленко. Гендиректор ГК SDG Олег Климов рассказывает, что его компания после негативного прошлогоднего опыта в этом году в принципе отказалась организовывать традиционные праздничные ярмарки. По мнению топ-менеджера, негативный эффект в этом году снова окажет общий рост заболеваемости.
Но даже если ярмарки состоятся, они будут гораздо беднее тех, что проходили до пандемии.
Так, господин Климов поясняет, что традиционно арендаторы планируют закупку сезонных новогодних товаров еще летом, но на фоне неопределенности многие откладывают процесс и сейчас готовы выйти только с базовым ассортиментом.
Директор проектов отдела ритейл-консалтинга JLL Евгений Саурин уверен, что количество торгцентров с праздничными ярмарками в целом сократится. По его прогнозам, тематические площадки сохранят в основном крупные торгцентры.
С консультантом согласны и большинство опрошенных “Ъ” управляющих и собственников торгцентров. Так, управляющий директор Malltech Lab Кирилл Степанов отмечает, что его компания планирует проводить в этом году традиционные новогодние ярмарки, но без развлекательных активностей.
«Трафик в торгцентрах во время проведения новогодних ярмарок будет сильно зависеть от санитарных ограничений, если их ослабят — показатели 2019 года вполне достижимы»,— говорит он.
Инесса Самохвалова уточняет, что в этом году бюджеты на новогодние мероприятия в ее объектах сохранятся на докризисном уровне: в предпраздничный период люди идут в торгцентры покупать подарки, почувствовать атмосферу праздника. Позитивные ожидания и у Алексея Ванчугова, который ждет, что при отсутствии жестких ограничений посещаемость выйдет на докризисный уровень. «Предновогодний период — единственное время года, когда никто не сомневается в росте продаж, в этом году дополнительный эффект также окажет отложенный спрос»,— отмечает он.