«Мы не против прививок и не антиваксеры»
Суд в Татарстане начал рассматривать иски жителей против QR-кодов
Верховный суд Татарстана объединил в одно производство иски жителей республики, выступивших против введения системы QR-кодов. Такое решение было принято на первом заседании, которое вчера прошло за закрытыми дверями от прессы. По его итогам количество заявленных истцов сократилось с 39 человек до 10. Они настаивали, чтобы суд вызвал на следующее заседание 7 декабря главного санитарного врача республики Марину Патяшину. Но судья Эдуард Каминский это ходатайство отклонил.
Вчера Верховный суд Татарстана начал рассматривать иски жителей республики об отмене системы QR-кодов. Дело ведет заместитель председателя суда Эдуард Каминский. По итогам первого заседания он объединил шесть исковых заявлений от 39 человек в одно производство. Следующее заседание было назначено на 7 декабря.
Напомним, Татарстан наряду с другими регионами ввел систему QR-кодов на фоне роста заболеваемости COVID-19. С 11 октября непривитые жители республики не могут ходить в кафе и рестораны, заниматься в фитнес-центрах и совершать покупки в торговых центрах и крупных магазинах. Одновременно в регионе введен режим изоляции для жителей старше 65 лет без прививки.
Такие ограничения были установлены постановлением кабмина №960 (вносило изменения в постановление «О мерах по предотвращению распространения в РТ новой коронавирусной инфекции»), подписанного 7 октября премьер-министром республики Алексеем Песошиным. Однако в дальнейшем власти приняли новое постановление №1006, а предыдущее утратило силу. Новым документом расширялись ранее принятые ограничения. Так, с 15 ноября QR-коды стали необходимы при посещении театров, кинотеатров, цирков. В дальнейшем власти хотят распространить эту систему и на общественный транспорт.
Заявители считают, что требование QR-кодов противоречит Конституции РФ, конституции Татарстана, а также федеральному закону «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», который устанавливает, что граждане «имеют право на отказ от профилактических прививок». Решение властей Татарстана «ограничивает свободу передвижения» и «фактически провозглашает принудительный характер вакцинации, без прохождения которой мы лишены возможности свободного передвижения, свободного труда и права на добровольное согласие на медицинское вмешательство», говорится в одном из поданных заявлений в Верховный суд, где требуется признать постановление Кабмина недействующим.
«Согласно Конституции России, такие ограничения могут устанавливаться только федеральными законами. Но закон о QR-кодах только вносится в Госдуму»,— пояснил вчера журналистам председатель татарстанского отделения «Яблока» Руслан Зинатуллин, участвующий в деле. Сам он не хочет вакцинироваться, полагая, что прививка снизит его иммунитет. «Я не против прививок и не антиваксер, я даже за! Но я за соблюдение закона»,— в то же время сказала другой истец Елена Изотова.
По итогам первого заседания число истцов по делу сократилось до 10 человек. Остальных судья Эдуард Каминский исключил из дела, поскольку они не явились на заседание и не смогли уточнить свои требования. Вместе с тем присутствовавшие заявители подали уточнения, что теперь требуют отменить новое постановление кабмина взамен прежнего, утратившего силу.
Также господин Каминский не допустил на первое заседание журналистов. Он попросил прессу удалиться из зала, заявив, что иначе суд не может обеспечить соблюдение социальной дистанции. «Мы не рассчитывали, что вы все придете»,— сказал он. В пресс-службе суда сообщили, что к следующему заседанию будет подготовлено более просторное помещение.
Адвокат Лаврентий Сичинава, который представляет интересы части истцов, сообщил журналистам, что также предложил, чтобы на следующее заседание в суд явилась главный санитарный врач по республике, начальник управления Роспотребнадзора Марина Патяшина. По словам господина Сичинавы, только она может пояснить обстоятельства введения в республике обязательной вакцинации. Однако судья отказал в удовлетворении этого требования. Истцы хотят вновь заявить это ходатайство позднее.
Основным ответчиком по делу выступает кабмин республики, который направил в суд возражения на заявления. В правительстве республики считают, что введение региональными властями ограничений «является не только правомочием, но и обязанностью таких органов, обусловленной необходимостью обеспечения безопасности жизнедеятельности населения». «Ограничительные мероприятия направлены исключительно на сдерживание распространения инфекции и защиту жизни и здоровья граждан»,— сказано в документе, с которым ознакомился „Ъ“.