Незаметный выход на публику
IPO российского страховщика не нашло понимания у коллег
На российском страховом рынке произошло знаковое событие: 20 октября текущего года публичное размещение акций (IPO) на Московской бирже произвела компания «Ренессанс Страхование». Коллеги-страховщики не особо понимают, зачем это было нужно, и говорят, что данный способ фондирования им не особо интересен. В самой компании «воодушевлены» результатами IPO и новыми перспективами.
Первое публичное
IPO «Ренессанс Страхования» стало первым публичным размещением на российском рынке небанковской финансовой компании за последние пять лет. Если же говорить о страховом рынке, событие и вовсе уникальное: до сих пор инвесторы имели дело только с акциями «Росгосстраха», но это совершенно отдельная история: у эмитента непростая судьба, начиная от многоступенчатой приватизации и выхода на биржу в 2013 году и заканчивая попаданием в орбиту банка «Открытие», а после перехода последнего под контроль Банка России — де-факто превращения в госкомпанию. Инвесторы, купившие акции РГС в момент выхода компании на Мосбирже, в конце ноября 2013-го, и рассматривавшие их как долгосрочные инвестиции, сейчас едва ли рады: с тех пор эти бумаги подешевели примерно на 40%.
Другое дело — «Ренессанс Страхование», это частная структура, результат ее выхода на биржу был гораздо более интересен. И многих он разочаровал. «Ренессанс Страхование» закрыло книгу заявок по нижней границе объявленного диапазона, а действующим акционерам пришлось отказаться от продажи своих бумаг.
Инвестиционные аналитики при этом высказывают разные точки зрения. «Подводя итоги, можно сказать, что IPO в целом было успешным. В основном инвесторы были из России, но и зарубежные также проявляли интерес. Какого-то ажиотажа замечено не было, все прошло спокойно, и к текущему моменту торговые обороты новой акцией стабилизировались»,— говорит эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Павел Гаврилов.
«IPO "Ренессанс Страхования" прошло, можно сказать, без особого энтузиазма — по нижней границе объявленного ценового диапазона 120–135 руб. за акцию»,— отмечает аналитик ФГ «Финам» Игорь Додонов. Ранее предполагалось, отмечает он, что размещение будет включать как первичный, так и вторичный компоненты. Однако в ходе формирования книги заявок остался только первичный компонент (плюс опцион на 10% от объема сделки). Тем не менее компания смогла привлечь изначально запланированные $250 млн. «На мой взгляд, в данном случае свою роль сыграло то, что страховой сектор является относительно новым и малоизвестным для российского инвестора. "Ренессанс Страхование" фактически стало первым крупным представителем сектора, кто вышел на биржу, и многие инвесторы, особенно розничные, вполне возможно, решили проявить осторожность и занять выжидательную позицию. Поэтому и интерес к IPO был довольно невысоким»,— добавляет аналитик.
Что касается оценок по капиталу, с данной точки зрения IPO «Ренессанса», судя по всему, можно признать довольно успешным на фоне российских эмитентов финансового сегмента в целом. «Изначально компания было оценена недешево по отношению к другим страховым компаниям, но у "Ренессанса" высокие темпы роста по выручке и хорошие показатели рентабельности. Вероятно, из-за этого цена акций вскоре после IPO начала снижаться и быть более оправданной по отношению к рынку, хотя потенциал для роста сохраняется, учитывая цели компании»,— отмечает Павел Гаврилов.
«По результатам IPO "Ренессанс Страхование" было оценено в 66,8 млрд руб., что, по моим оценкам, соответствует коэффициенту P/B и прогнозному мультипликатору P/E на 2022 год на уровнях 1,3х и 9,1х соответственно,— говорит Игорь Додонов.— Для сравнения: для страховых компаний из развивающихся стран медианное значение P/B составляет 1,5х, P/E 2022П — 10,2х. То есть "Ренессанс Страхование" разместилось с дисконтом примерно в 12,5% к своим зарубежным аналогам». Если же сравнить с российским финансовым сектором, который представлен практически целиком банками, добавляет он, то размещение прошло с премией, хотя, на взгляд аналитика, такое сравнение не совсем корректно, поскольку бизнес страховщиков и банков все же заметно отличается.
«Мы довольны проведенным размещением на Мосбирже»,— заявила «Ъ-Страхованию» гендиректор «Ренессанс Страхования» Юлия Гадлиба. Вопросы, связанные с ценовым диапазоном размещения и якобы имевшим место намерением акционеров продать акции, от которого пришлось отказаться, компания комментировать не стала.
Особые мнения
Коллеги по цеху итоги IPO «Ренессанс Страхования» оценивать отказываются — корпоративная этика обязывает. Да и о фондовом рынке в целом рассуждают не особо ярко. «Рынок акций страховщиков в России плохо развит. Страховой бизнес достаточно сложен для понимания и рядового инвестора, и институционала. Сейчас для размещения не лучшее время на рынке»,— говорит первый заместитель генерального директора страховой компании «Согласие» Юлия Шумилова.
Инвестиционные компании также склонны считать «казус "Ренессанса"» скорее исключением, нежели правилом. В принципе российский страховой рынок выглядит достаточно перспективно, рассуждает Игорь Додонов. Уровень проникновения услуг страхования в РФ все еще существенно ниже, чем в других странах, и потенциал данного рынка представляется неплохим — по оценкам фирмы КПМГ, объем валовых собираемых страховых премий в РФ в ближайшие годы будет расти в среднем на 11,6% в год. «В то же время надо отметить, что российский страховой рынок сильно концентрирован: почти половина его приходится на несколько крупных игроков, которые к тому же зачастую являются аффилированными с крупными финансовыми группами. В данный момент я не вижу явного кандидата на новое страховое IPO в РФ»,— заключает Игорь Додонов.
«Учитывая стабильный выход "Ренессанса" на биржу, по тому же пути в целом могли бы последовать "РЕСО-Гарантия", "Ингосстрах" и "Согаз". Но пока лишь РЕСО ближе всех к IPO, о чем компания говорила много раз, но все время откладывала этот вопрос»,— говорит Павел Гаврилов.
Интересно при этом, что сами страховщики не видят особого смысла привлекать фондирование через IPO. «Ключевые источники фондирования для нашей компании — собственный капитал и инвестиционный доход. В течение нескольких лет мы не выплачиваем дивиденды, а реинвестируем средства в развитие бизнеса — такой подход позволяет нам сохранять лидерские позиции на рынке, говорит гендиректор «Ингосстраха» Андрей Ларкин.
Если говорить об источнике пополнения капитала, то их немного: IPO, поиск стратега или вложения со стороны действующих акционеров. Очереди из стратегических инвесторов на рынке сегодня мы не видим, а выбор из оставшихся двух способов должны сделать в каждом случае действующие акционеры, принимая во внимание финансовое состояние и рыночное положение, отмечает заместитель гендиректора «АльфаСтрахования» Вера Маммадова.
Вместе с тем потребность в фондировании у многих участников рынка все же есть. Вследствие того, что со второго полугодия текущего года вступили в силу новые требования к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков, значительно ужесточившие требования к оценке достаточности капитала, большая часть страховых компаний к этому моменту уже осуществила комплекс мероприятий, так или иначе связанных с ростом уровня капитализации и ликвидности, отмечает Юлия Шумилова.
И Андрей Ларкин замечает, что в текущих условиях рынок переживает достаточно турбулентный период: повышаются требования к платежеспособности, бизнес-процессы адаптируются к работе в период пандемии, компаниям необходимо развивать цифровые сервисы. В современных реалиях внешнее фондирование позволит компаниям сохранять стабильность и разрабатывать новые направления деятельности, добавляет эксперт.
Да и рынку есть куда расти. По мнению Веры Маммадовой, для «освоения» дополнительных сборов, страховым компаниям потребуется капитальная поддержка, а ее не так много — это новые стратегические партнерства или вложения со стороны действующих акционеров.
В связи с этим интересно отметить, что одной из возможных целей IPO «Ренессанс Страхования» как раз может быть «экстенсивная экспансия». Не случайно Юлия Гадлиба подчеркивает: «Мы воодушевлены возможностью реализовать планы по росту бизнеса как за счет органического развития, так и за счет эффективных M&A».