Ниша занята
Новый монобутик-галерея в Москве
На первый взгляд кажется, что в России как-то не очень хорошо с собственными, русскими модными проектами. Не с франшизами и представительствами больших международных брендов — тут мы впереди планеты всей, а с тем, что принято называть локальными брендами. У нас мало талантливых местных дизайнеров, не хватает качественных тканей и почти нет современных производств, а недели моды (при всем уважении к усилиям их организаторов) трудно сравнить даже с теми, что проходят в Азии, не говоря уж о европейских... И с потребителями русской моды у нас сложности: очень узок круг тех, кто определяет себя через одежду и для кого носить изделия российских брендов — это возможность подчеркнуть свою идентичность.
И вот, отсутствуют вроде бы все необходимые для модной мозаики составляющие, но каким-то непостижимым образом на фоне практически полного бессилия российской моды в Москве существует параллельная реальность: нишевая (не путать с подпольной) торговля авангардными и самобытными вещами, которая сформировала новую мини-индустрию. В пределах Садового кольца открыто полтора десятка интересных концептуальных бутиков: три точки у Leform, по две у Brandshop и Sneakerhead, КM20, Project 3,14, Belief, Peak (который открылся в прошлом году в разгар пандемии), DAD, Spin4Spin и другие.
Что представляют собой концепт-сторы? Это магазины с ярким характером: у каждого свой набор товаров, ценностей и своя атмосфера, за которые покупатели и ценят концептуальный ритейл: в Belief продаются только японские марки, в Project 3,14 упор сделан на авангардные асимметричные вещи, в Peak представлена одежда в стиле outdoor.
Москве повезло с концепт-сторами: такого количества и качества бутиков нет ни в одном американском и европейском мегаполисе и почти нет в Азии, позавидуют даже Сингапур и Япония — мекка для всех любителей концептуальной одежды. Но Москве не хватало чего-то особенного, специального, сверхновой звезды нишевого ритейла... И главное концептуальное открытие этого года случилось: в ноябре в Москве появился бутик ультранишевого авангардного бренда Carol Christian Poell — первый в России и третий в мире. Попасть туда можно только по записи, контакты следует искать в инстаграме проекта.
Кэрол Кристиан Поэль — один из самых загадочных и закрытых дизайнеров, он человек вне системы общепринятых в моде координат. Он мастер по работе с кожей, который известен своими экспериментальными методами обработки материалов, сложным анатомическим кроем и показами-перформансами. Свой бренд Поэль основал в 1993 году. Закопать кожу с ржавыми гвоздями в землю на несколько лет, мумифицировать, окрасить кровью — легко. Пустить по реке утопленников в одежде Carol Christian Poell — нет проблем. Конечно, это были манекены, но зрелище, которое открылось в 2003 году журналистам, пришедшим на презентацию коллекции, они до сих пор вспоминают не без содрогания.
Излюбленный прием дизайнера — выдержать готовое изделие, ботинки или плащ в краске таким образом, что она становится неотъемлемой частью продукта. Его вещи хранятся в музеях моды и частных коллекциях, напоминая скульптуры или фрагменты инсталляций. Некоторые действительно невозможно надеть, их можно только поставить в угол. Новые модели дизайнер представляет публике, когда считает нужным, вопреки фешен-календарю. В настоящее время Кристиан Поэль не выпускает полноценных коллекций, но перевыпускает бестселлеры прошлых лет — плотно облегающие тело кожаные куртки, обувь из цельного куска кожи — и изредка балует новыми моделями. Все вещи создаются вручную ограниченными тиражами и представлены в нескольких магазинах в мире. Один бутик бренда расположен в промзоне Мюнхена, второй — в заброшенном аэропорту Никосии на Кипре, а третий теперь открыт в Москве на Трубной улице по соседству с Project 3,14 — именно здесь с 2009 года бренд был представлен эксклюзивно, и именно команде мультибренда дизайнер доверил открытие своего пространства в России. Доверие, надо подчеркнуть, высокое, потому как Поэль свои произведения искусства абы кому продавать не разрешает. Сперва докажи, что у тебя самая правильная аудитория, представь список других марок, подтверди свой статус закрытого клуба или арт-пространства, а потом поговорим. Вот, договорились до бутика Carol Christian Poell.
Подводя итог, можно сказать, что московский ритейл продолжает развиваться, несмотря на все проблемы, вызванные пандемией,— и развиваться в интересном направлении. Даже сведущей публике трудно себе представить, чем еще смогут удивить московские торговцы. Но из года в год им это удается.