Факторинг упакуют в ЦФА
«Дочка» ВТБ планирует выпускать токены на этом рынке
«Мастерчейн» хочет попасть в реестры операторов информационных систем и обмена цифровых финансовых активов (ЦФА), чтобы применять токены на рынке факторинга. Сервис позволит упаковывать в портфель денежные требования, уступленные «ВТБ Факторингом» и другими компаниями, а также иные финансовые обязательства в адрес других участников рынка. Но эксперты полагают, что доходность таких операций может быть низкой, да и реализовать сервис можно другим способом, например, через бездокументарные ценные бумаги.
«Системы распределенного реестра» подали заявку в Банк России на включение в реестры операторов информационных систем для выпуска ЦФА и операторов обмена. «ВТБ Факторинг» в коллаборации с ними выступят первым эмитентом ЦФА, выпускаемым под портфель дебиторской задолженности по отношению к крупным заказчикам. Проект будет реализован на блокчейн-платформе «Мастерчейн», на базе которой будет происходить процесс отбора, классификации и формирования пула денежных требований для последующей эмиссии ЦФА, поясняют в банке. Далее планируется выпустить токены для вторичного обращения требований до момента их погашения.
Это новый инструмент привлечения ликвидности для факторинговых компаний, который позволит снизить стоимость фондирования, полагает гендиректор компании «Системы распределенного реестра» (оператор блокчейн-платформы «Мастерчейн») Татьяна Жаркова. В дальнейшем планируется расширить услуги в отношении денежных требований других факторинговых компаний, а также других финансовых обязательств в адрес других участников рынка, пояснили в банке.
Закон «О цифровых финансовых активах…» был принят летом 2020 года и вступил в силу с января 2021 года. Регулированием рынка занимается ЦБ. Заявки на выпуск ЦФА ранее подали Сбербанк, «Норильский никель», «Трансмашхолдинг». Эти ходатайства на внесение как в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА, так и в реестр операторов обмена все еще находятся на рассмотрении, сообщили в пресс-службе регулятора.
Для участников сделки факторинга ничего не изменится, поясняет гендиректор «ВТБ Факторинг» Антон Мусатов. «Клиент также получит деньги от фактора до контрактной отсрочки, а дебитор сможет погасить задолженность перед фактором в удобный, заранее оговоренный с ним срок»,— поясняет он. Но в будущем, когда эмиссия и оборот ЦФА будут возможны на российском рынке, инвесторы смогут приобретать и продавать их в период действия отсрочки по аналогии с биржевым активом, а также получать «купонный» доход, рассказывает господин Мусатов.
Для ВТБ этот проект — диверсификация источников фондирования, аналог секьюритизации, механизмы которой были популярны среди факторов в начале 2010-х, но не получили развитие из-за отсутствия инвесторов и адекватного законодательства, считает исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний Дмитрий Шевченко. «Очевидно, что лидер рынка факторинга не нуждается в капитале, поэтому рисков ни для компании, ни для инвесторов особых нет. Вопрос только в доходности и "правовой обвязке", которая должна препятствовать взаимопроникновению операционных и кредитных рисков между четырьмя субъектами сделки (фактор, платформа, клиент и дебитор) и инвесторами»,— отмечает эксперт.
4 организации
подали ходатайства в ЦБ на внесение в реестры операторов информационных систем и операторов обмена ЦФА.
Блокчейн в факторинге уже применялся в России. В частности, проект «Факторин». Блокчейн, по сути, упрощает коммуникацию между кредитором, дебитором и факторинговым агентом, говорит основатель DeFi-протокола BondAppetit.io Артем Толкачев. С точки зрения безопасности этой информации, все зависит от того, закрытый это реестр или открытый, какие правила консенсуса в нем используются.
Что касается использования ЦФА в факторинге — пока больше вопросов, чем ответов, отмечает он. Теоретически идея хорошая — денежные требования упаковываются в ЦФА и торгуются на открытом рынке. И вместо факторингового агента кредитор может предлагать денежное требование широкому кругу лиц на более привлекательных условиях. «Вопрос в реализации: пока нет инфраструктуры для реализации такого проекта, непонятно, кому из инвесторов это может быть интересно»,— указывает господин Толкачев. Кроме того, как и с большинством кейсов ЦФА, не до конца понятна практическая польза нововведения — ведь те же самые денежные требования вполне можно упаковать в бездокументарные ценные бумаги, уверен эксперт.