Деньги не чувствуют опасности
Бизнес наращивает экономию на защите от киберугроз
В 2021 году почти 40% российских компаний заявили о проблемах с выделением дополнительных средств на растущие проблемы с кибербезопасностью. Во время пандемии многие компании поняли, что имеющихся у них средств защиты недостаточно для нейтрализации угроз, а новые решения требуют больших финансовых затрат. Но при этом некоторые компании решили сократить расходы на информационную безопасность (ИБ) на время тестирования новых решений, спрос на которые вырос во втором полугодии. С учетом этого участники рынка рассчитывают на его рост в 2022 году на 15–20%.
“Ъ” ознакомился с исследованием компании «Код безопасности», посвященным затратам бизнеса на информационную безопасность. Из него следует, что в 2021 году 39% компаний жаловались на нехватку бюджета на ИБ, хотя в 2019 году, когда подобное исследование проводилось в последний раз, таких было всего 4%, а в 2018 — только 2%. «Код безопасности» опросил около 300 ИБ-специалистов из различных отраслей.
Бизнес начал сокращать бюджеты на безопасность в 2020 году, тогда более 20% российских компаний снизили затраты на это направление (см. “Ъ” от 22 января). В 2021 году в трудностях с выделением средств на ИБ признались 33% опрошенных финансовых организаций и 50% госкомпаний, следует из исследования. Проблемы с бюджетами респонденты объясняют тяжелым экономическим положением после пандемии.
В 2022 году почти половина (49%) компаний планируют оставить бюджет на ИБ на прежнем уровне, 39% рассчитывают увеличить его, а 12% — уменьшить.
При этом в 2019 году о планах по сохранению бюджета заявляли 54% компаний, 35% планировали увеличить его, а 11% — сократить.
Заказчики действительно испытывают сложности с финансированием, подтвердил руководитель отдела аналитики «СерчИнформ» (предлагает решения в сфере ИБ) Алексей Парфентьев: «Это вызывает беспокойство, потому что из-за "удаленки" организациям надо было вкладываться в обеспечение безопасности новых бизнес-процессов, а они в лучшем случае сохраняли прежний уровень расходов».
Количество угроз для бизнеса в части ИБ растет быстрее, чем уровень осознания проблем со стороны бизнеса, что сказывается и на бюджетах, полагает глава Varonis в России Даниэль Гутман. Во время пандемии многие поняли, что встроенных средств защиты недостаточно для нейтрализации актуальных угроз, а реализация качественных решений требует роста затрат, говорит директор практики ИБ «Лиги цифровой экономики» Тимурбулат Султангалиев.
Некоторые заказчики принимают решение сократить расходы на системы ИБ на время их переоценки и в процессе тестирования новых решений, уточнил директор направления DLP компании «Киберпротект» Сергей Вахонин.
Есть и фактор перераспределения затрат: в целом ИБ-бюджеты растут с каждым годом, но в рамках расходов других департаментов, поэтому может сложиться впечатление, что они уменьшаются, отмечает коммерческий директор «Аванпост» Александр Санин.
По итогам 2021 года объем рынка информационной безопасности должен увеличиться примерно на 20%, полагает руководитель службы информационной безопасности компании «Онланта» Мурад Мустафаев. Судя по данным из открытых источников, общий объем ИБ-рынка в России уже превысил 100 млрд руб., уточняет директор департамента информационной и сетевой безопасности Step Logic Николай Забусов. В компании «Инфосистемы Джет» полагают, что по итогам года рынок достигнет 130–160 млрд руб., причем его темпы роста будут выше общемировых. По оценке группы компаний Angara, рынок будет на уровне порядка 130–140 млрд руб.
Спрос на услуги и решения ИБ возрос во второй половине 2021 года, поэтому в 2022 году можно ждать увеличения расходов заказчиков не менее чем на 10–15%, полагает директор Центра информационной безопасности «Ланит-Интеграция» Николай Фокин. Директор направления кибербезопасности «Терралинк» Евгений Питолин ожидает, что в следующем году рынок кибербезопасности вырастет минимум на 15–20%, особенно высоким спрос будет в сегментах защиты критической информационной инфраструктуры.