Дизтопливо остыло
Оптовые цены стабилизировались
Бурный рост оптовых цен на зимнее дизтопливо, ускорившийся в ноябре, существенно замедлился. За неделю топливо подешевело почти на 1,5% с исторического максимума в 64,8 тыс. руб. Коррекция стоимости зимнего дизтоплива происходит на фоне снижения нефтяных котировок, которые опустились ниже $82 за баррель. Эксперты не берутся пока давать прогнозы, сколько продлится данный тренд, отмечая, что он во многом объясняется сокращением маржинальности европейской нефтепереработки и снижением экспортных нетбэков.
Стоимость зимнего дизтоплива на СПбМТСБ снизилась 17 ноября на 0,08%, до 63,9 тыс. руб. за тонну. Максимум стоимости в 64,8 тыс. руб. за тонну был зафиксирован 11 ноября, после чего цены начали стабилизироваться. Вместе с тем стоимость авиакеросина и летнего дизтоплива, путем смешения которых производятся зимние сорта дизтоплива, также снижается. Так, стоимость авиакеросина уменьшилась на 1,68%, до 58,9 тыс. руб. за тонну, дизтоплива — на 0,63%, до 52,2 тыс. руб. за тонну. Межсезонное дизтопливо подешевело на 1,1%, до 53,2 тыс. руб. за тонну.
Стоимость топлива снижается на фоне коррекции нефтяных котировок, которые опустились ниже $82 за баррель.
После того как стоимость зимнего дизтоплива стала резко дорожать, Минэнерго и ФАС потребовали от нефтекомпаний увеличить продажи товара на бирже. ФАС 17 ноября предложила увеличить обязательный норматив продажи дизтоплива на бирже для нефтекомпаний с 7,5% до 10% от производства. Также было предложено скорректировать формулу демпфера, сократив диапазон, в котором фактические оптовые цены на дизтопливо могут отклоняться от установленной в законе цены в 50,7 тыс. руб. за тонну, с 20% до 10%. Если фактическая цена выйдет за пределы этого диапазона, демпфер за соответствующий месяц обнулится и компании лишатся компенсаций за сдерживание цен. В случае дизтоплива это может произойти уже в ноябре, если средняя отпускная цена на дизтопливо на НПЗ, расположенных в европейской части страны, будет и дальше увеличиваться в среднем на те же 0,5% в день, как в первые две недели месяца, говорится в отчете «Петромаркета» от 16 ноября.
Николай Шульгинов, глава Минэнерго, 10 ноября:
«Наша задача — удерживать цены (на топливо) по крайней мере в рамках ожидаемой инфляции».
Еще в октябре независимые АЗС и эксперты предупреждали регуляторов о возможном дефиците зимнего дизтоплива, что в итоге может привести к убыткам в рознице. Так, по их мнению, подорожание зимнего дизтоплива связано с ростом спроса и невозможностью его удовлетворить заводским продуктом, притом что с рынка ушли существенные объемы суррогата. В Минэнерго объясняли тренд на увеличение биржевых котировок растущим ажиотажем со стороны топливных трейдеров, стремящихся заполнить свои нефтебазы в ожидании роста спроса. В министерстве также отмечали, что спрос со стороны конечных потребителей полностью удовлетворяется.
Глава Минэнерго Николай Шульгинов 10 ноября: «Наша задача — удерживать цены (на топливо) по крайней мере в рамках ожидаемой инфляции».
На текущей неделе ощутимое снижение средней оптовой цены наблюдалось только для летнего (включая межсезонное) дизтоплива — на 3,6% к 17 ноября относительно конца прошлой недели, отмечает Анна Лишневецкая из «Петромаркета». При этом средняя оптовая стоимость зимнего дизтоплива снизилась всего на 0,1%, а средняя цена производителей на авиакеросин продемонстрировала снижение только 17 ноября на 0,8% за день, подчеркивает она. По словам аналитика, один из факторов снижения цен очевиден: это удешевление дизтоплива и авиакеросина на европейском рынке, которое привело к сокращению соответствующих экспортных нетбэков для российских производителей. По оценкам «Петромаркета», средний нетбэк на дизтопливо к 12 ноября снизился на 3% относительно 5 ноября, на авиакеросин — на 3,5%. Как отмечает госпожа Лишневецкая, основным фактором снижения стоимости стало падение крэк-спредов — разницы цен продуктов и нефти — для авиакеросина и дизтоплива более чем на 20%.