«Остров фортов» подтягивает катамараны
Средне-Невский судостроительный завод построит шесть судов для перевозки туристов в Кронштадт
Судоходная компания ООО «Нева Тревел» введет шесть дополнительных судов для обслуживания маршрутов до туристского кластера «Остров фортов» в Кронштадте к 2026 году. Серию катамаранов, согласно лизинговому договору с ГТЛК, построит Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ). По подсчетам “Ъ”, контракт может составить более 2,1 млрд рублей. Эксперты считают, что для обслуживания перспективного турпотока в Кронштадт заявленной серии недостаточно, и полагают, что традиционные «Метеоры» останутся во флоте до 2025 года.
«Нева Тревел», партнер проекта «Остров фортов», подписала договор лизинга с АО «ГТЛК» на шесть скоростных пассажирских катамаранов проекта 04580 «Котлин», сообщили в компании. Первые два судна будут введены в эксплуатацию в 2023 году, в дальнейшем планируется поэтапный ввод по два катамарана в 2024 и 2025 годах. Судно позволяет перевозить более 150 пассажиров.
В навигацию 2021 года на модернизированных СПК «Метеор» «Нева Тревел» на линии Санкт-Петербург — Кронштадт было перевезено более 23 тыс. пассажиров. В рамках развития проекта «Остров фортов» при использовании как существующего обновленного скоростного флота на подводных крыльях, так и при введении на линию новых перспективных скоростных судов катамаранного типа ожидается увеличение пассажиропотока в навигацию 2023 года до 80–100 тыс. человек, а к 2025 году — более 200 тыс. человек.
СНСЗ, специализирующийся на военном кораблестроении (противоминные, патрульные корабли и корветы), развивает гражданское судостроение и испытывает катамаран «Грифон», который призван заменить устаревшие «Метеоры». По словам собеседников “Ъ”, стоимость катамарана «Грифон» — 350–400 млн рублей.
«Суда адаптированы для работы в Санкт-Петербурге и спроектированы с учетом низких пролетов мостов, требований к минимальному волнообразованию в условиях интенсивного речного судоходства и возможности выхода в Финский залив»,— говорится в сообщении ООО «Нева Тревел». В перспективе, отмечают в компании, суда могут быть использованы на направлениях в Стрельну, Петергоф, порт «Морской фасад», Ломоносов, Лахту и Горскую.
В «Острове фортов», ГТЛК, СНСЗ и «Нева Тревел» отказались раскрывать стоимость контракта. Суда на замену «Метеорам» также проектирует АО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева» (Чкаловский район Нижегородской области). Летом 2021 года оно спустило на воду первое скоростное судно на подводных крыльях «Метеор 120Р» (стоимость не превышает 400 млн рублей). По оценке генерального директора — генерального конструктора АО «НПП "Радар ммс"» (связано с ЦКБ) Георгия Анцева, потребность рынка в новых судах типа «Метеор» составляет от 50 до 100 единиц.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский полагает, что заявленного в соглашении ГТЛК количества судов будет недостаточно в перспективе на 2023–2025 годы при резонансном спросе и интересе со стороны пассажиров и туристов в наиболее высокий сезон. «Вероятно, будет некий переходный период, когда на маршрутах будут применяться суда разных типов, возможно, будет разница и в ценах на билеты, между тем по ходу наращивания объемов производства на верфи, скорее всего, после 2025 года "Метеоры" могут отойти в прошлое»,— говорит он.
С момента открытия в августе 2020 года парк «Остров фортов» принял более 1,2 млн посетителей, к 2025 году ежегодный турпоток может составить 3 млн человек, заявляла ранее в интервью “Ъ” руководитель проектного офиса Ксения Шойгу.