К Петру Первому причалили с Босфора
Подрядчики аэропортов Стамбула возведут пассажирский терминал в Воронеже
Владелец международного аэропорта Воронежа холдинг «Новапорт» вчера выбрал подрядчика для строительства нового аэровокзального комплекса внутренних авиалиний. Им стала группа Limak Marash с турецкими бенефициарами, построившая в России уже шесть таких объектов, а ранее занимавшаяся возведением двух аэропортов Стамбула. В компании сообщили, что планируют завершить строительство в апреле 2023 года, объем работ оценивается в 4,3 млрд руб. Местных застройщиков проект не заинтересовал из-за опасений сложностей в реализации.
Управляющее международным аэропортом Воронежа имени Петра Первого ООО «УК "Авиасервис"» 17 ноября подвело итоги тендера на строительство аэровокзального комплекса внутренних авиалиний. Тендер проходил в формате «открытых переговоров» с публикацией их итогового протокола на портале госзакупок без раскрытия участников. Источник «Ъ-Черноземье» в аэропорту сообщил, что победителем торгов стала группа компаний Limak Marash. В самой ГК также подтвердили эту информацию. Там сообщили, что намерены завершить возведение объекта в апреле 2023 года.
По озвученному ранее местными властями проекту площадь пассажирского терминала составит 19 тыс. кв. м. Трехэтажное здание с двумя телетрапами планируется построить в две очереди. После завершения первого этапа строительства комплекс сможет обслуживать около 1,5 млн пассажиров в год, после второго — более 2 млн. Кроме того, планируется увеличить привокзальную площадь и создать 500 дополнительных парковочных мест.
Тендер на поиск подрядчика аэропорта был объявлен в августе 2021 года. Начальная цена контракта составляла 3,9 млрд руб., потом выросла до 4,3 млрд, а дата окончания приема заявок несколько раз переносилась. Как следует из документации, в торгах решили поучаствовать четыре компании, из них две были допущены к торгам. Первая, название которой не раскрывается, предложила выполнить работы за 4,03 млрд руб., Limak Marash — за 4,29 млрд руб. Однако в пользу победителя был критерий «квалификация участника». По нему у первого участника оказалось 0 баллов (итоговый рейтинг привлекательности предложения — 70%), а у второго — 100 баллов (95,64%).
В Limak Marash сказали «Ъ-Черноземье», что компания «разработает документацию и осуществит все виды строительных работ под ключ, включая благоустройство прилегающей территории»: «Мы специализируемся на строительстве сложных инфраструктурных проектов. Сейчас в процессе реализации проекты терминалов аэропортов в Хабаровске и в Новом Уренгое».
Основное юрлицо ГК Limak Marash ООО «Лимакмаращстрой» (ЛМС), по данным Kartoteka.ru, зарегистрировано в городе Бор Нижегородской области в 2015 году. Уставный капитал составляет 250 тыс. руб., основной вид деятельности — строительство жилых и нежилых зданий. Компания является совместным предприятием основанной в 1976 году турецкой Limak Group (работает в сфере строительства, энергетики, производства цемента и туризма) с нижегородским ООО «Маращстрой», которым тоже владеют турецкие бизнесмены. В уставном капитале ЛМС по 20% принадлежат бенефициарам «Маращстроя» Эртану Эртему и Селчуку Караджа. 50% владеет член совета директоров Limak Group Турхан Баджаксыз, остальными 10% — Синан Гюлсерен. Гендиректором выступает Рагим Махмудов. 2020 год ЛМС завершил с выручкой в 4,34 млрд руб. (7,05 млрд руб. в 2019-м) и чистой прибылью в 8,29 млн руб. (18,21 млн руб. годом ранее).
ГК Limak Marash является подрядчиком на крупных строительных проектах в России, в том числе она выполняла другие заказы «Новапорта» — возводила терминалы в Волгограде, Кемерове и Челябинске, а также обновляла инфраструктуру аэропорта Новосибирска. Limak Group ранее строила Новый аэропорт Стамбула, аэропорт имени Сабихи Гекчен в том же городе и несколько других в Европе.
По данным Росавиации, пассажиропоток аэропорта Воронежа по итогам трех кварталов 2021 года составил 575,33 тыс. человек (323,03 тыс. в 2020 году). Объем грузоперевозок за январь-сентябрь достиг 78 т (134 т годом ранее). Аэропорт работает в составе холдинга «Новапорт», который объединяет 21 российский аэропорт и входит в корпорацию AEON Романа Троценко.
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров ранее отмечал, что в аэропорту Воронежа возможен рост пассажиропотока до 1 млн человек «при вложениях в инфраструктуру и выгодных для авиакомпаний условиях на обслуживание». Он также подчеркивал, что после завершения проекта Воронеж может стать транзитным узлом для жителей соседних регионов.
Местных застройщиков проект нового терминала аэропорта не заинтересовал, сообщил «Ъ-Черноземье» источник в отрасли. Причиной, по его словам, стала как сложность самого проекта, так и ожидания затруднений при работе с «Новапортом» как с заказчиком.
Что могут построить в аэропорту к 2025 году
До 2025 года аэропорт хотят превратить в «многофункциональный транспортный комплекс» с упором не только на пассажирские, но и на грузовые перевозки. Для этого запланировано, помимо проекта аэровокзального комплекса, удлинение и расширение взлетной полосы, а также строительство грузового терминала на 5 тыс. кв. м.