Дорогу открывают переговорами
Минобороны может вернуть Ульяновску улицу Льва Толстого
Губернатор Ульяновской области Алексей Русских обсудил с Минобороны РФ вопросы передачи земельных участков Ульяновску и региону. Возвращения городу занятых военным ведомством улицы Льва Толстого и переулка Краснознаменного в центре Ульяновска в течение нескольких лет через обращения к власти и суды добивалось неформальное сообщество архитекторов, юристов и журналистов. В правительстве региона признают, что передача становится возможной, и сейчас идет обсуждение деталей. Не исключено, что городу может перейти весь участок в центре города, прежде занимаемый Суворовским военным училищем.
Во вторник на заседании штаба по комплексному развитию региона, прошедшем в онлайн-формате, губернатор Ульяновской области Алексей Русских сообщил, что у него «состоялось несколько совещаний в Министерстве обороны на уровне первого заместителя и замов министра, где обсуждали ряд совместных программ». «Это и начало строительства Суворовского училища, это и передача ряда земельных участков, не используемых для нужд обороны, в региональную и муниципальную собственность»,— сказал губернатор.
По данным «Ъ», среди обсуждаемых с Минобороны тем была и проблема земельного участка Суворовского военного училища (СВУ). Напомним, территория СВУ расположена напротив здания облправительства и занимает несколько кварталов центральной части города. До революции в двух зданиях на этой территории располагался кадетский корпус, с 1936 на этом участке размещалось Ульяновское танковое училище, а с сентября 1991 года — СВУ.Сейчас большинство зданий на этом участке снесены в связи с реконструкцией архитектурно-имущественного комплекса СВУ, суворовцы учатся в помещениях бывшего высшего военного технического училища. Со времен танкового училища эта территория обнесена забором, образующим замкнутый контур, в который попали также улицы Льва Толстого и Краснознаменный переулок (бывший Троицкий), ранее являвшиеся частью городской инфраструктуры. Вследствие этого город лишен части дорожной сети, а горожане не имеют возможности прямого прохода от главной улицы города — улицы Гончарова на главную площадь города (Соборную) и бульвар Новый венец.
Впервые сообщество ульяновских архитекторов и членов реготделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры подняло этот вопрос еще в 2015 году, направив свои предложения губернатору региона Сергею Морозову, законодательному собранию и главе администрации Ульяновска Сергею Панчину, однако никакой реакции не последовало. Новое обращение по этому поводу архитекторы и защитники исторического наследия направили в 2018 году в администрацию президента с копией губернатору, спикеру заксобрания и мэру, отмечая, что в связи с реконструкцией территории СВУ есть возможность решить проблему по договоренности с Минобороны, создав в интересах всех сторон на территории СВУ «масштабный историко-культурный центр патриотического воспитания». Однако и на него не было реакции.
Летом 2019 года неформальное сообщество архитекторов, юристов и журналистов «Третья сила» (первые две — власть и бизнес), направило мэру и в прокуратуру обращение, в котором просило через суд вернуть городу улицу и переулок, отмечая, что улицы «были переданы в собственность Минобороны незаконно», как минимум до 1956 года они были общедоступными, на генплане Ульяновска обозначены в виде реальных улиц, а в постановлении мэра Ульяновска о подтверждении площадей земель в пользовании вооруженных сил (№ 535 от 01.06.1992 г.) отмечено, что земельный участок передается военным «без улицы Льва Толстого». Другая группа юристов и архитекторов тогда же направила аналогичное обращение депутатам гордумы, отмечая, что передача улиц военным никак не могла состояться без решения представительного органа, а его не было «ни в советское, ни в постсоветское время».
Мэрия и прокуратура в просьбе отказали, гордума на обращение не отреагировала, и представители «Третьей силы» осенью 2020 года обратились в суд с иском к Минобороны. Ленинский райсуд в удовлетворении требований отказал, посчитав, что истец не смог доказать, что дороги являются территориями общего пользования. С выводами райсуда согласилась апелляционная и кассационная инстанции, а затем (в июне 2021 года) и Верховный суд, отказавший в передаче дела на рассмотрение в судебном заседании.
Ранее эксперты отмечали, что судиться с Минобороны сложно, «лучше договариваться». Аналогичное мнение высказывал и заммэра Ульяновска Сергей Мишин, который отметил, что открытие улиц было бы удобно городу, но, «есть обстоятельства, с которыми приходится мириться», и «должно быть какое-то совместное решение, общее согласие». Проиграв суды, в «Третьей силе» возлагали надежды на нового губернатора, который «мог бы путем переговоров с Минобороны решить проблему». В июне этого года на встрече с врио губернатора Алексеем Русских архитекторы Ульяновска рассказали главе региона о проблеме и передали документы по территории СВУ.
Пресс-секретарь губернатора Валерий Байбусинов сообщил «Ъ», что «пока что-то конкретное сказать по этой истории невозможно». «Пока только состоялось рамочное обсуждение губернатора с Минобороны намерений сторон, еще будет продолжение переговоров, после которых и будет определен конкретный перечень поручений»,— сказал пресс-секретарь.
И.о. министра строительства и архитектуры Константин Алексич от комментариев отказался. На запрос «Ъ» министерство не ответило.
И.о. первого заместителя председателя правительства Ульяновской области Андрей Тюрин в беседе с «Ъ» сообщил, что сейчас «идет обсуждение этих вопросов». «Сейчас все участки, которые не используются Минобороны, обследуются нами, чтобы понять, нужны они нам, или нет, заберем мы их или нет, и на каких условиях (речь идет в том числе и об участке, ранее занимаемом 31м арсеналом ВМФ, на котором произошел пожар со взрывами в 2009 году. — «Ъ»). По улицам на территории Суворовского училища вопрос конкретно пока не обсуждается. Сейчас рассматривается комплексный вопрос о том, что весь этот участок может быть передан городу или области. А потом, уже исходя из этого, будет приниматься решение, что и каким образом там будет размещено. Надежда есть»,— сказал господин Тюрин.