Не едет ревизор
Группа по общественному аудиту онлайн-голосования в Москве еще не начала работу
Группа общественного аудита дистанционного электронного голосования (ДЭГ), которая была создана почти два месяца назад и должна была к концу года подготовить соответствующий доклад, еще ни разу не собиралась, рассказали «Ъ» несколько ее участников. Возглавляющий группу сопредседатель внесенного в реестр иноагентов движения «Голос» Григорий Мельконьянц объяснил задержку тем, что оказывал помощь своим коллегам, которых недавно тоже признали иноагентами. Тем не менее он надеется успеть подготовить к концу года доклад, который, по словам автора идеи аудита, главы столичного штаба по наблюдению за выборами Алексея Венедиктова, будет заслуживать «самого пристального внимания».
Рабочая группа общественного аудита ДЭГ, о создании которой сразу после сентябрьских выборов в Госдуму объявил глава столичного штаба по наблюдению за выборами и зампред Общественной палаты (ОП) Москвы Алексей Венедиктов, еще не приступила к работе, сообщили «Ъ» несколько ее участников. В частности, о том, что группа пока ни разу не собиралась, «Ъ» рассказали член УИК ДЭГ с правом совещательного голоса Николай Колосов и IT-эксперт Александр Исавнин.
«Я полон оптимизма провести реальный аудит ДЭГ, но боюсь, что ОП Москвы уже не рада этому предложению»,— предположил господин Исавнин.
Напомним, решение о создании рабочей группы было принято на заседании столичного общественного штаба по наблюдению за выборами 23 сентября. Поводом послужили результаты ДЭГ в Москве, которые подверглись серьезной критике со стороны ряда политиков и экспертов и привели к судебным разбирательствам. Кроме группы по аудиту была создана техническая рабочая группа, чьей задачей стала перепроверка самих итогов ДЭГ. На основании ее отчета уже должна была начать работу группа по аудиту, чтобы предоставить к концу года доклад с выводами о системе онлайн-голосования в России.
Сентябрьские выборы проводились онлайн на двух платформах — московской и федеральной. Основной шквал претензий обрушился на московскую систему после того, как организаторы электронного голосования на несколько часов задержали публикацию его итогов, заметно повлиявших на результаты в столичных одномандатных округах. Организаторы ДЭГ ссылались на беспрецедентное количество голосовавших и на то, что 300 тыс. из них воспользовались опцией «переголосования» — она была внедрена только в Москве во избежание волеизъявления под давлением.
Техническая группа «по сверке» результатов ДЭГ 1 октября объявила, что не нашла нарушений, хотя и признала, что предоставленные для анализа данные были неполными. Отчет группы раскритиковали в КПРФ, чьи кандидаты считают себя наиболее пострадавшими от ДЭГ. В знак протеста коммунисты, в том числе экс-кандидат в депутаты Госдумы Николай Волков, которому предложили стать зампредом группы по общественному аудиту, вышли из ее состава.
Член группы аудита, архитектор информационных систем и член территориального избиркома Нагорного района Москвы Дмитрий Кузнецов подтвердил, что работа еще не началась: «Пока что я только принял участие в обсуждении формата взаимодействия группы напрямую с Григорием Мельконьянцем, но публично состав группы я еще не видел».
По его мнению, группа вряд ли успеет сделать доклад к концу года, поскольку глубокая проработка должна занимать несколько месяцев.
Господин Кузнецов считает, что работу пока не завершила и техническая группа «по сверке»: «Сейчас в ней нет активности, не получены новые данные от организаторов ДЭГ. Новую работу надо начинать, закончив старую, действия должны быть последовательными».
Электоральный эксперт и координатор «Голоса» в Москве Дмитрий Нестеров, который входит в состав технической группы, тоже сообщил, что программисты ждут ответов на предложения, упомянутые в их отчете, и согласия столичного департамента информационных технологий (разработчик московской платформы ДЭГ) на проверку процедуры подведения итогов.
Григорий Мельконьянц подтвердил «Ъ», что заседания группы по аудиту действительно пока не проводились. Причиной задержки стала, по его словам, занятость, связанная с оказанием помощи 20 коллегам по «Голосу», которых в конце сентября Минюст включил в реестр СМИ-иноагентов. «Мы сформировали проект программы заседаний, которые планируем начать проводить со следующей недели»,— заявил господин Мельконьянц, добавив, что группа постарается успеть к концу года предоставить заявленный отчет.
Помимо групп по общественному аудиту и «сверке» результатов ДЭГ в Москве с 2019 года (тогда в городе впервые прошел эксперимент по онлайн-голосованию) существует профильная техническая рабочая группа при столичной ОП. Туда входят представители партий, общественники и программисты, а возглавляет ее один из разработчиков московской системы ДЭГ, начальник управления по совершенствованию территориального управления и развитию смарт-проектов правительства Москвы Артем Костырко. По словам некоторых участников этой технической группы (в том числе Дмитрия Кузнецова), с октября она тоже не проявляет никакой активности. В начале октября коммунист Николай Волков сообщил в соцсетях о закрытии группы, но господин Костырко эту информацию опроверг. Тогда он пояснил «Ъ», что формально группу никто не распускал, просто несколько ее участников устроили в чате «некрасивое выяснение отношений», после чего он написал, что экспертный формат, видимо, себя исчерпал, так как начались «политические разборки».
Алексей Венедиктов, отвечая на вопрос, принципиально ли успеть подготовить доклад к концу года, заявил, что группа «совершенно автономна и вправе работать по собственному графику».
«Думаю, что предложения группы будут заслуживать самого пристального внимания,— отметил господин Венедиктов.—ОП Москвы изучит его и вынесет рекомендации в адрес мэра, Мосгоризбиркома и Центризбиркома».
Отметим, Москва применяла собственную платформу ДЭГ благодаря федеральному закону о проведении в столице соответствующего эксперимента. Действие закона заканчивается в конце 2021 года, инициативы о его продлении пока нет. В Москве есть городской закон о применении ДЭГ на региональных и муниципальных выборах — в нем нет сроков действия, но он содержит отсылку к вышеуказанному федеральному закону, таким образом, его действие тоже может закончиться в конце года. На 2022 год в Москве запланированы выборы муниципальных депутатов в 124 районных советах, а на 2023-й — выборы мэра.