Агрегаторам такси пересмотрят ответственность
На что может рассчитывать попавший в ДТП пассажир
Москвичка оспорит в суде пользовательское соглашение «Яндекс.Такси». Елена Гращенкова требует убрать положение о том, что агрегатор не несет ответственность перед пассажиром во время поездки. По ее мнению, это противоречит закону «О защите прав потребителей». “Ъ FM” направил в «Яндекс» запрос. Что об этом думают юристы? И почему это дело касается всех пассажиров? Расскажет Даниил Бабкин.
Пять лет назад москвичка Елена Гращенкова попала в аварию: такси, в котором она ехала, протаранило бордюр, дерево и столб. Женщина получила перелом плеча, ей сделали операцию, но от «Яндекса» удалось добиться только 300 тыс. руб. компенсации. Произошло это только через три года судебных разбирательств.
С тех пор она называет себя правозащитником в сфере легкового такси и в этот раз требует от агрегатора изменить лицензионное соглашение, ведь оно противоречит закону «О защите прав потребителей», рассказал “Ъ FM” адвокат Гращенковой Марат Аманлиев: «"Яндекс.Такси" с завидным упорством настаивает на том, что они — информационный сервис, и ни за какое причинение ущерба имуществу или здоровью человека, или жизни не отвечают.
В своем соглашении агрегатор оставил пункт о том, что ответственность за услуги, оказанные партнерами, он не несет. Нам осталось только вычеркнуть из лицензионного соглашения это условие, и у "Яндекс.Такси" просто не будет никакого способа указывать на свою непричастность к причинению вреда».
Лицензионное соглашение с «Яндексом», как и с другими операторами, пользователь подписывает при первом скачивании приложения. Но его положения не должны противоречить действующим законам, напоминает адвокат, партнер J&S Legal Counsels and Trustees Константин Ерохин: «"Яндекс" в принципе уже давно пытается себя вести как компания, которая не несет ни за что ответственности. Наверное, все-таки суд попросит исключить это положение, есть закон "О защите прав потребителей", и законодатели декларируют верховенство этого закона над любыми подобными соглашениями с клиентами».
С 2017 года крупные агрегаторы — «Яндекс», «Ситимобил» и Gett —автоматически страхуют пассажиров во время поездки. Какие именно ДТП она покрывает, точно неясно, но система работает, и недавно по ней выплатили рекордный для России ущерб, говорит руководитель центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус: «Буквально месяц назад было решение апелляционного суда Марий-Эл о выплате по страховке "Яндекс.Такси" за гибель пассажиров. Она составила почти 3 млн руб.
То, что появляются подобные судебные разбирательства, а потребители отстаивают свои права у крупных корпораций — положительный момент для формирования правоприменительной практики».
И все же страхование пассажира в такси сейчас добровольное. Порядок выплат зависит от договора между страховщиком и агрегатором, он не зафиксирован в законе. Поэтому часто суммы оказываются небольшими, даже если человек серьезно пострадал, отмечают эксперты.
В новом законе «О такси» это собираются уточнить, говорит председатель профильного комитета Московской торгово-промышленной палаты Богдан Коношенко: «Сейчас готовится новый законопроект о такси, где прописано, в каких случаях агрегатор несет ответственность.
По мнению комитета московской Торгово-промышленной палаты, если агрегатор передает заказ нелегальному перевозчику, который не проходил медицинский осмотр, не имеет разрешение на работу в такси, выданное уполномоченным органом, то, конечно, в таком случае должна наступать солидарная ответственность».
Впрочем, таксистов-нелегалов, по словам экспертов, в Москве должно остаться немного. В августе в столице заработала «КисАрт». К этой системе должны были подключиться все агрегаторы и перевозчики, а незарегистрированные водители больше не могут получить заказ.