В портах некислый затор
Производители безалкогольных напитков могут остаться без китайского сырья
Перегрузка портов Дальнего Востока существенно затруднила бизнес российских пищевых компаний, которые не могут получить необходимые ингредиенты из Китая. С проблемами в поставках лимонной кислоты, в частности, столкнулись производители безалкогольных напитков, включая PepsiCo. Сложности грозят сокращением производства перед новогодними праздниками.
У российских производителей продуктов и напитков возникли сложности с ввозом ингредиентов из Китая из-за загрузки портов Дальнего Востока, рассказал собеседник “Ъ” в крупной пищевой компании. По его словам, сроки разгрузки постоянно сдвигаются и у предприятий могут закончиться запасы сырья перед высоким предновогодним сезоном.
Президент «Союзнапитков» Максим Новиков говорит, что трудности с поставками лимонной кислоты из Китая есть у производителей безалкогольных напитков. В PepsiCo (бренды Pepsi, 7UP, Mirinda, «Фруктовый сад» и др.) подтвердили “Ъ”, что столкнулись с серьезной проблемой в поставках некоторых ингредиентов, в том числе лимонной кислоты. По словам представителя компании, сырье уже долго находится в порту Восточном в ожидании отправки на заводы и неполучение ингредиентов в срок грозит сокращением производства. Как отмечает господин Новиков, длительный разрыв логистической цепочки может негативно повлиять на весь цикл, а сокращение выпуска напитков грозит ростом цен. В Coca-Cola HBC, Nestle, Mars и Danone на вопросы не ответили.
Исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков добавляет, что поставщики испытывают «критические логистические проблемы» с контейнерными перевозками упаковки, оборудования, пищевых ингредиентов.
По его словам, весь комплекс терминалов Владивостока и порт Восточный суммарно оснащены менее 50 причалами, из которых только 13 обрабатывают импортные контейнеры. В результате, добавляет эксперт, из-за большого скопления грузов разгрузка сегодня может затягиваться до 30 дней.
Задержку грузов в дальневосточных портах подтверждает ряд компаний—партнеров логистической платформы Cargotogo, говорит гендиректор компании Владимир Павловский. «Вопрос уже стоит о нарушении производственных цепочек из-за задержек в поставках сырья, в том числе для пищевой промышленности»,— поясняет он. Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев отмечает, что выбор поставщиков сырья — всегда сложный процесс, особенно для продуктов питания. По его словам, оборудование может быть настроено под определенный тип сырья, поставщики которого отбираются по результатам аудита.
В крупном поставщике смесей и ингредиентов для пищевой промышленности ГК «Белстар» отмечают, что на российском рынке уже начинается ажиотаж из-за нехватки сырья, что вызывает и рост цен.
Импорт смесей и ингредиентов из КНР сопровождается задержками на всех этапах: от выхода из Китая, где не хватает контейнеров, до постановки судов под выгрузку в российских восточных перевалочных портах, где суда стоят неделями на рейде, указывают там.
Собеседник “Ъ” в одной из экспедиторских компаний подчеркивает, что все происходящее — следствие глобального логистического сбоя из-за пандемии, продолжающегося второй год. В китайских портах постоянно вводятся новые ограничения, в южнокорейском порту Пусан, который загружен на 95%,— огромная пробка, указывает он. Одновременно, продолжает источник “Ъ”, кратно увеличилось число заказов со стороны импортеров в России, которые при планировании заказов год назад, видимо, не учитывали, что рынки будут расти так стремительно.
Источник “Ъ” в крупной пищевой компании указывает также на отсутствие координации министерств и ведомств при решении проблемы. «Простои в портах коснулись не только поставок в отдаленные регионы Дальнего Востока, а негативно влияют на предприятия по всей стране. И если первой частью проблемы власти как-то занимаются, то вторая просто игнорируется»,— возмущается собеседник “Ъ”. В Минтрансе и Минсельхозе комментарии не предоставили. В ГК «Белстар» ищут альтернативных поставщиков в других странах и надеются на стабилизацию ситуации к концу марта 2022 года после Олимпиады и Нового года в Китае.