Парад победителей

Призеры Grand Prix d'Horlogerie de Geneve

Bvlgari

Гран-при «Золотая стрелка»

Если бы букмекеры принимали ставки на результаты GPHG, то в этом году мы бы однозначно выиграли. Жюри не могло не отметить серию мировых рекордов тонкости, поставленных маркой за последние семь лет. Ведь до рекордного вечного календаря, толщина автоматического мануфактурного механизма которого составляет 2,75 мм, а корпуса — 5,8 мм, были еще и ультратонкие Octo Finissimo с турбийоном (и не одни), с минутным репетиром, с хронографом и просто изящные трехстрелочники.


Piaget

«Женские часы»

«Исключительная механика»

Бенжамен Комар, директор Piaget

Фото: Fondation du Grand Prix d'Horlogerie de Geneve

Глава марки, получившей «Золотую стрелку» предыдущего года, автоматически включается в состав жюри конкурса следующего года, и подняться на сцену в качестве награжденного вроде бы не может. Но в руководстве Piaget за год произошли кадровые изменения: должность CEO перешла от триумфатора прошлого Гран-при Шаби Нури к Бенжамену Комару — ему и пришлось принимать поздравления, причем дважды.

Piaget Limelight Gala Precious Rainbow

Фото: Piaget

В номинации «Женские часы» победили Limelight Gala. Они не только представляют собой творческое переосмысление модели 1973 года, но и характерны для стиля марки: фирменная «дворцовая» гравировка циферблата и браслета из розового золота, ультратонкий — толщиной 3,63 мм — автоматический мануфактурный механизм. Примета времени — подобранные по цветовому градиенту 37 сапфиров и 5 цаворитов, создающие модный эффект радуги.

Piaget Altiplano Ultimate Automatic

Фото: Piaget

Победитель в номинации «Исключительная механика», строго говоря, не является абсолютной новинкой. Одни из самых тонких часов в мире Altiplano Ultimate Automatic толщиной всего 4,3 мм (механизм смонтирован прямо на задней крышке корпуса) дебютировали еще в 2017 году. В этом году марка выпустила версию из белого золота с акцентами фирменного синего цвета — и награда наконец нашла героя.


Van Cleef & Arpels

«Женские часы с усложнениями»

Именно Van Cleef & Arpels ввели в свое время в моду игровые, «поэтические усложнения», настоящие сценки, разыгрываемые на циферблате автоматами. Многие из них, вроде «Моста влюбленных», до сих пор среди часовых хитов марки. Точно так же, как часы с прыгающим часом и ретроградной минутной шкалой Montre Lady Feerie, в разных вариантах известные с 2007 года. В премированной на Гран-при модели ретроградной стрелкой стала волшебная палочка в руке феи. Нельзя не отметить, кстати, что фея — левша, но может быть, так и водится у волшебного народа. Час в окошке показывает Луна, ее сияние распространяется по перламутровому циферблату, голова феи — из бриллианта, облака — из перламутра, крылышки феи — прозрачная эмаль «плик-а-жур». 33-миллиметровый корпус обведен бриллиантами. Не зря Van Cleef & Arpels уже с нескольких Гран-при уходит с призами.


Grand Seiko

«Мужские часы»

GPHG нередко поругивают за элитарность: дескать, члены жюри чрезмерно жалуют независимых и их сложные часы, выходящие крошечными сериями по космическим ценам. За выбор этого года, во всяком случае, в номинации «Мужские часы», камня в судей не бросит никто: отмечен индустриальный, да еще и не швейцарский, производитель. Новая версия автоматического мануфактурного механизма Hi-Beat, представленная в прошлом году, имеет увеличенный до 80 часов запас хода (прекрасный, кстати, показатель для высокочастотного 5-герцевого калибра; ранее запас составлял 55 часов). Украшением стального корпуса «золотого» диаметра 40 мм стал текстурированный циферблат, напоминающий березовую кору.


MB&F

Максимилиан Бюссер, владелец и художественный директор MB&F

Фото: Fondation du Grand Prix d'Horlogerie de Geneve

«Сложные мужские часы»

«Художественные часы»

Основатель марки MB&F Максимилиан Бюссер — постоянный фаворит женевского жюри. К пяти уже добытым за 16 лет существования марки статуэткам он добавил сразу две, повторив успех 2012 года.

Награжденные в номинации «Сложные мужские часы» LMX Titanium выпущены в честь 10-летия коллекции Legacy Machine, на что указывают буквы в их названии. Вынесенное из механизма и подвешенное на V-образном мосту балансовое колесо, два циферблата независимых часовых поясов, корпус диаметром 44 мм из титана, модное зеленое покрытие платы — в этой модели есть все, за что любят наручные шедевры Бюссера, и 33 экземпляра уже проданы.

В номинации «Художественные часы» отмечена традиционная для марки творческая коллаборация — на сей раз с работающим в Невшателе гравером Эдди Жаке, который буквально испещрил платы LM1 ручной гравировкой по мотивам романов Жюля Верна. Каждый из восьми экземпляров серии уникален. Рано или поздно MB&F получит и «Золотую стрелку» — в этом у нас нет никаких сомнений.


Audemars Piguet

«Культовые часы»

Сложно представить себе что-нибудь более культовое в часовом искусстве, чем «Королевский дуб» с корпусом канонического диаметра 39 мм («Jumbo» в названии в наши дни выглядит странно, но это определение отдает дань традиции: в 1972-м, в год первого представления модели, такой размер корпуса действительно был внушительным). Интересно, что в 2019-м мануфактура уже получала за эти часы приз на GPHG, причем в той же номинации, но тогда была награждена версия в корпусе из белого золота с циферблатом цвета «шампань», а теперь — в платиновом корпусе с зеленым градиентным циферблатом, чуть ли не впервые за почти 50-летнюю историю лишенным традиционного рельефного узора Petite Tapisserie.


De Bethune

«Турбийон»

Принимая премию, генеральный директор Пьер Жак прочел записку от часовщика Дени Флажоле, посылающего залу привет с высоких гор. В Женеву за призом он не поехал. Имеет право: среди прочих чудес Флажоле — секундная стрелка, которая на одном циферблате находится на «6 часах», а на другом, на оборотной стороне, — в центре циферблата. Модель с двумя лицами, где классический циферблат сменяется скульптурой с фирменным росчерком-мостом De Bethune,— идеальный вариант для тех, кому у марки нравится и классика, и авангард. Больше никаких мук выбора.


Christiaan van der Klaauw

«Календари и астрономия»

Голландец Кристиан ван дер Клаув известен своими «планетариями на запястье». На сей раз он вдохновился работой своего соотечественника, астронома Эйсе Эйсинги, построившего в 1781 году модель Солнечной системы в собственной гостиной. Премированные часы ван дер Клаува воспроизводят на циферблате модель планетария XVIII века с гелиоцентрической Солнечной системой, отображающего круговые орбиты Меркурия, Венеры, Земли, Марса, Юпитера и Сатурна. Планетарий расположен на отметке «6 часов», а на «12 часах» находится миниатюрный годовой календарь. И все это в деликатно стилизованном под старину корпусе розового золота с циферблатом цвета, который художники называют «поль веронез».


Zenith

«Хронограф»

Выразим солидарность с решением жюри GPHG: хронограф у Zenith получился прекрасный. Да и кому дать премию, как не марке, создавшей новый стандарт автоматического хронографа ХХ века. Высокочастотный 5-герцевый автоматический мануфактурный калибр El Primero 3600 с запасом хода 60 часов обжился внутри стального корпуса диаметром 41 мм, трехцветные малые циферблаты намекают на винтажные El Primero, а шкала десятых долей секунды на керамическом безеле функционально абсолютно оправданна для хронографа, чья секундная стрелка совершает за одну секунду ровно десять прыжков.


Louis Vuitton

Жан Арно, директор по маркетингу и развитию часов Louis Vuitton

Фото: Fondation du Grand Prix d'Horlogerie de Geneve

«Часы для ныряльщиков»

«Смелость»

Давно работающая над часами, но обидно мало их пропагандирующая знаменитая модная марка получила сразу две премии — за модель для ныряльщиков Tambour Street Diver и невиданный Tambour Carpe Diem с автоматоном.

Louis Vuitton Tambour Street Diver Skyline Blue

Фото: Louis Vuitton

Tambour Street Diver победили конкурентов простотой дизайна и удобством управления. Пятнадцатиминутная шкала погружения регулируется головкой на «2 часах», на циферблате — тщательно разработанные секундные и минутные метки, рассчитанные на подводную невесомость. Часы не совсем для водолазов. Нарядные Street Diver вполне подходят для того, чтобы нырнуть с головой в любую жизненную ситуацию.

Louis Vuitton Tambour Carpe Diem

Фото: Louis Vuitton

Tambour Carpe Diem с прыгающим часом и ретроградной шкалой минут имеет весьма театральный циферблат с резными золотыми барельефами. Змея качает головой, открывая на лбу черепа окошко с цифрой часа, змеиный хвост, превращенный в минутную стрелку и показывающий минуты на ретроградной шкале, встает ровно под песочными часами. Череп широко раскрывает челюсти с карикатурной золотой фиксой, обнаруживая между рядами зубов надпись «Carpe Diem». Чтобы сделать такие часы, и вправду нужна смелость.


Chopard

«Ювелирные часы»

Flower Power — часть коллекции Red Carpet, выпущенной к 74-му Каннскому кинофестивалю, с которым Chopard в партнерстве с 1998 года. Часы-браслет, изготовленные из белого «этичного» золота с сертификатом Fairmined, покрыты узором из розовых сапфиров, бриллиантов грушевидной и круглой огранки общим весом около 30 карат. Циферблат из розового перламутра также украшен двенадцатью розовыми сапфирами. Принимая приз, сопрезидент Chopard Карл-Фридрих Шойфеле пожалел, что в зале нет его сестры Каролины Шойфеле, создавшей эту коллекцию,— еще одно свидетельство тайны голосования жюри.


Tudor

«Малая стрелка»

Нас изрядно повеселило искреннее недоумение одного отечественного часового блогера: как же в номинации «Малая стрелка» победили часы без дополнительной малой стрелки? На самом деле в этой номинации жюри награждает вовсе не часы с малой, вынесенной на субциферблат секундной стрелкой, а модели с розничной ценой от 3,5 тыс. до 10 тыс. франков (для более дешевых часов есть номинация «Вызов»). Tudor — завсегдатай «бюджетных» номинаций: с 2013 года, когда марка впервые приняла участие в конкурсе, она получила в нем уже семь статуэток. Призер 2021 года интересен в первую очередь тем, что это первые часы, тестированные по критериям института METAS на звание Master Chronometer и при этом не несущие марку Omega (ранее c METAS эксклюзивно сотрудничала только она). Само обращение Tudor к METAS вызвало переполох в часовой индустрии: многие сочли, что вторая марка группы Rolex играет на поле конкурента. Как бы там ни было, модель в черном керамическом корпусе диаметром 41 мм и с прозрачной задней крышкой (редкость что для Rolex, что для Tudor) в очередной раз прекрасно иллюстрирует соотношение value for money, в котором Tudor равных в Швейцарии нет.


CIGA Design

«Вызов»

Первая победа китайских часовщиков на швейцарском соревновании — важное событие, пусть приз и дан в «младшей» категории. Новая модель марки CIGA Design имеет сложную систему указания времени со стрелкой в виде розы ветров на выполненном с максимальным правдоподобием рельефе земного шара в центре циферблата. Стрелка движется вместе с морями и континентами, указывая на метки часов на внутреннем кольце циферблата, а между ними отсчитывает минуты вращающееся кольцо. Механизм в этих часах стандартный, зато жюри оценило в них интересную и наглядную систему показа времени.


Furlan Marri

«Часовое открытие»

В номинации, где привечают новичков, победила новорожденная компания Furlan Marri, созданная швейцарским дизайнером и часовщиком Андреа Фурланом в компании с коллекционером со Среднего Востока Хамадом аль-Марри. Они сделали абсолютно классический на вид хронометр, но с базовым кварцевым механизмом и механическим модулем. Очень коммерческий ход — для любителей часовой механики, ничего в ней не понимающих, зато по цене 495 франков вместо многих тысяч за настоящие интегрированные хронометры.


Bernhard Lederer

«Инновация»

Работающий в Швейцарии Бернхард Ледерер в этом году не только попал в число номинантов, но и удостоился премии за свой революционный калибр 9012 c двумя параллельно работающими колесами и общим якорем. Такая система обещает исключительную точность за счет уменьшения инерции, постоянного автоматического подзавода пружин и попеременной работы якоря с каждой из них. Как он рассказывал нам, создать такой узел инженеры мечтали сотню лет, но только современная техника, в том числе микросъемка, позволила найти идеальные формы деталей. Новые часы — не просто демонстрационный прибор, их точность подтверждена двумя независимыми сертификациями хронографа.


Dubai Watch Week

Специальный приз жюри

Хинд Седдики, генеральный директор Dubai Watch Week

Фото: Fondation du Grand Prix d'Horlogerie de Geneve

В этой номинации отмечаются люди или организации, внесшие значительный вклад в развитие часового искусства. Дубайская часовая неделя, которую с ноября 2015 года ежегодно организует крупнейший часовой ритейлер стран Залива Ahmed Seddiqi and Sons, переросла региональный уровень и стала значимым событием для всей мировой часовой индустрии. Представители семьи Седдики с давних пор входят в жюри GPHG, но выискивать в награждении признаки междусобойчика не стоит — мероприятие действительно устоялось и вошло в мировое расписание часовых событий.

Юрий Хнычкин, Алексей Тарханов

Вся лента