К беженцам применят силу убеждения
Что предлагает Минск для урегулирования миграционного кризиса
Белоруссии придется своими силами решать миграционный кризис — такой исход устраивает официальный Минск, считают политологи, опрошенные “Ъ FM”. После двух раундов переговоров белорусского президента Александра Лукашенко с исполняющей обязанности канцлера Германии Ангелой Меркель больше 400 мигрантов отправились обратно в Ирак. 18 ноября стало известно, что Лукашенко предложил Меркель организовать гуманитарный коридор для отправки 2 тыс. беженцев в Германию. Берлин выступил против этого, но пообещал обсудить вопрос с партнерами по Евросоюзу. Польша также раскритиковала эту идею, однако предложила оплатить обратные билеты беженцам. Политологи считают это промежуточной победой Лукашенко, поэтому он будет пытаться урегулировать кризис своими силами. Тему продолжит Владислав Викторов.
Больше года лидеры Евросоюза не контактировали с Лукашенко, отказываясь признавать его избранным президентом Белоруссии. Молчание прервала Меркель, которую называют главным переговорщиком ЕС. Однако тут же ее обвинили в попытке урегулировать конфликт «поверх голов», поскольку решать кризис нужно совместными усилиями Евросоюза, и уж тем более не контактируя напрямую с Лукашенко. Тем не менее с подачи Меркель началась работа по определению посредников в переговорном процессе. Но до тех пор кризис будет оставаться в подвешенном состоянии, говорит завкафедрой зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Ольга Павленко:
«Невероятный цинизм европейской стороны. Они не принимают четкого решения, которое бы разрешило ситуацию, и не говорят мигрантам, что не примут их. Поэтому спасение утопающих — дело рук самих утопающих. И Белоруссия в принципе начала предпринимать конкретные действия: освободила пункт "Брузги" и переселила мигрантов под крышу. С другой стороны, надо убедить самих беженцев отойти от границы».
18 ноября Минск раскрыл подробности переговоров Лукашенко с Меркель. Оказывается, белорусский лидер предложил открыть гуманитарный коридор для отправки 2 тыс. беженцев в Германию. Остальных, а это порядка 4 тыс. человек, Минск попытается отправить на родину. Это не устроило Польшу — вместо этого она предложила выделить деньги на обратные билеты всем мигрантам. И это выглядит как компромиссный вариант, полагает заведующий отделом страновых исследований Института Европы РАН Владислав Белов:
«Белоруссия показала риски, связанные с восточными границами Евросоюза, с тем, что пока новый пакт о миграции так и не принят. Такая ситуация может повториться, поэтому этот компромиссный вариант, когда Белоруссия отыграет ситуацию, выслав всех мигрантов обратно на родину, вполне возможен при возможной финансовой поддержке. Минск находится в более выгодной позиции переговорщика по этому вопросу».
Сам Лукашенко говорил, что на разрешение миграционного кризиса у Белоруссии нет «ни сил, ни денег» из-за санкций. И как полагает белорусский политолог Дмитрий Болкунец, вопрос отмены ограничений для президента Белоруссии самый важный. А благодаря миграционному кризису у него появились повод и возможность об этом говорить, отмечает он:
«Главной задачей Лукашенко было добиться прямых контактов с европейскими политиками, и у него это отчасти получилось. Ему звонит Меркель — это для него величайшее событие. Белорусский лидер рассчитывает на продолжение диалога, но не только по мигрантам. Он хочет, чтобы его не только признали президентом, но и отменили санкции. Они сейчас начинают его сильно беспокоить. 8 декабря вступают в силу американские санкции. Конечно, Лукашенко рассчитывает получить на это деньги, но у него позиции все-таки шаткие».
Как считает Болкунец, в нынешней ситуации Белоруссии не приходится рассчитывать на поддержку России. 18 ноября президент России Владимир Путин сдержанно прокомментировал ситуацию вокруг мигрантов на границе. Он лишь раскритиковал Польшу за применение водометов против людей, а также отметил, что Запад использует кризис для давления на Минск. Но вместе с этим российский лидер послал еще один сигнал своему белорусскому коллеге, продолжает эксперт:
«Неслучайно Путин предложил Лукашенко в очередной раз начать диалог с белорусской оппозицией, потому что Россия сейчас также сталкивается с большими вызовами из-за ситуации с кризисом. 21 ноября Польша объявила ультиматум о том, что она готова закрыть железную дорогу по транзиту грузов. Это, конечно, ударит по российским компаниям, поэтому Россия должна тоже быть заинтересована в завершении миграционного и политического кризиса в Белоруссии».
Похоже, Лукашенко пока остается пытаться урегулировать нынешний кризис лишь своими силами. Но очевидно, что убедить тысячи мигрантов вернуться на родину будет непросто. Тем более что некоторые из тех, кто 18 ноября уже отправился в Багдад, собираются прорываться в Европу другими путями.