Вид спорта
Land Cruiser дизельный и разный
Дагестан. Город Каспийск. Отель у моря. С балкона виднеется нечто вроде сурового форта – уникальный исторический объект. Увы, посетить его крайне трудно, никаким внедорожникам не подобраться, даже пешком никак. Окружен водой! Высится среди волн далеко от берега. А фирма Toyota пока не делает Land Cruiser на воздушной подушке. Зато у флагмана появилась новая и очень крутая по части сухопутной проходимости топ-версия GR Sport.
Причудливое надводное сооружение – abandoned place, заброшенное место, одно из самых известных таковых на свете. Это восьмой цех завода «Дагдизель». Основное предприятие находится у береговой линии и продолжает действовать. А похожий на крепость здоровущий корпус с высокой башней, удаленный в море на два с половиной километра, давно безлюден. Старый, как весь советский мир. Цех был возведен еще в конце тридцатых годов. И сложнейшую постройку – фундамент готовили на суше, а потом перемещали его на позицию крепления ко дну – курировал лично нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Ведь завод имел стратегическую важность.
«Дагдизель» создали как секретное военное производство, чтобы изготавливать оружие для морских сражений. Особенный восьмой цех – станция для испытаний торпед, а башня – наблюдательная. Помимо рабочих площадей, в корпусе предусмотрели столовую, спортивный зал, библиотеку и гостиничные помещения. Можно было пережидать затянувшийся шторм.
Однако со временем потребовалось испытывать торпеды на большей глубине. Нужных условий станция не обеспечивала. Цех вывели из эксплуатации и покинули насовсем в 1966 году. Уже пятьдесят пять лет, как с башни наблюдают лишь чайки, а по спортзалу бегают крысы. Внутри сущая разруха. Я слышал, что местные лодочники готовы переправить к жутковатой заброшке. Интернет поэтому изобилует фотографиями и видеороликами от побывавших на объекте сталкеров. Поищите, если интересно.
У меня сегодня тоже интересный своего рода «дагдизель». Ранее в мурманских краях Toyota выкатывала нам Land Cruiser 300 с бензиновым V6 3.5. А по дагестанским шоссе и бездорожью предстоит водить версии с мотором V6 3.3 – на солярке. Основное внимание, конечно, премьере LC 300 GR Sport. И для сравнения – юбилейный LC 300 70th Anniversary.
Заглавными буквами
Совершенно новая для флагмана максимальная конфигурация GR Sport резко отличается «лица необщим выраженьем». У других версий LC 300 помпезные хромированные фасады. А у новенькой черная облицовка и выделена яркая поперечина, на которой сияет крупная восклицательная надпись TOYOTA. Черным же окрашены бамперы и колесные диски.
Любопытный возникает эффект. Если грандиозная блестящая облицовка как бы преувеличивает истинные размеры внедорожника, то оформление GR Sport их скрадывает. И уровень внешнего пафоса внезапно ниже, чем ожидаешь от автомобиля ценой почти восемь миллионов рублей.
Зато явно прослеживается heritage! Наследие, дань традициям. Ведь название фирмы крупным шрифтом спереди украшало многие давние тойотовские модели. Последний Land Cruiser с такой надписью был тридцать лет назад, а при рестайлинге получил вместо букв характерную овальную эмблему, ее японцы именно тогда и придумали. GR Sport выглядит а-ля удачный ремейк, а это модная нынче тема.
Олл инклюзив
Ключевое достоинство GR Sport – упомянутая конфигурация-максимум. Смотрим в прайс-лист. Исполнение Comfort+ имеет расширенный набор инструментов для бездорожья и активные стабилизаторы, при этом список оборудования для комфорта ограничен. У исполнения 70th Anniversary, наоборот, внедорожная техника скромнее и стабилизаторы обыкновенные, но всякого прочего оснащения аж до краев.
GR Sport объединила преимущества: у нее весь арсенал для офроуда и пышное богатство. Четырехзонный климат-контроль, кнопки раздельного подогрева и вентиляции для заднего сиденья, электрорегулировка рулевой колонки, камеры кругового обзора с омывателем у объектива заднего вида, сенсорный 12,3-дюймовый экран, разнообразное меню, большой пакет «умных» систем активной безопасности и многое, многое другое…
Вот и оправдание заглавным буквам на облицовке! Разве колеса не самые большие из возможных, обязательно 18-дюймовые. И, в отличие от 70th Anniversary, нет функции подсветки поворотов.
Горнодоезжающий
Дагестан старается развивать и поощрять региональный туризм. Пресс-группа ночует высоко среди гор… в глэмпинге! Комплекс называется Старый Сивух, как деревушка рядом, но сам-то молодой, основанный недавно. Селят в удобные свежие домики. Красивый вид, чистый воздух, звенящая тишина. Перед ужином свободный час. Сажусь за руль GR Sport – возиться с кнопками-ручками. Подробнее изучать, до каких чудес дошел прогресс.
Нажатием кнопки MTS вызываешь меню внедорожных режимов, меняешь их соседней шайбой. Полукруг иконок начат с авторежима, в котором алгоритмы варьируются универсально по степени, так сказать, сопротивления планеты ходу машины. Далее по порядку: настройки для плотного грунта, для песка, для грязи и для глубокого снега. Если перейти на пониженный ряд трансмиссии, к полукругу добавится позиция Rock – строжайшее пресечение пробуксовок, чтобы проще получалось одолевать, например, участок с массивными камнями.
А вот кнопка двойного назначения. На повышенной включает помощь при движении под уклон, и шайбой можно регулировать скорость спуска в диапазоне 4–30 км/ч. На пониженной – задействует внедорожный «ползучий» круиз-контроль, шайбой теперь выбираешь из пяти вариантов желаемого темпа. И если нажать другую кнопку, LC 300 будет поворачиваться по-тракторному резко, тормозя-упираясь задним колесом. На повышенной доступна принудительная блокировка межосевого диффера, на пониженной – блокировки еще и межколесных.
Внушительно! Сообразный возможностям офроуд еще поискать. По горным корявым дорогам GR Sport заезжает вовсе без хитростей: играют лишь тяговитый дизель и постоянный полный привод с распределением момента от 30:70 до 50:50. Почти беспроблемно и возвращаться поутру из глэмпинга на машине 70th Anniversary. Почти – ибо грунтовую часть мне выпадает пережить на заднем сиденье, и там вскоре зеленею лицом от воистину штормовой качки. А фитнес-браслет напарника прибавляет шаги к дневной норме, считая, что хозяин идет.
Газуй, типа рейсинг
Сокращение GR расшифровывается как Gazoo Racing. Речь о заводском автоспортивном подразделении. Тамошние спецы, как сообщается, участвовали в тонкой калибровке системы активных стабилизаторов E-KDSS. После тюнинга она у GR Sport лучше борется с кренами кузова.
Юбилейная 70th Anniversary с обычными стабилизаторами колыхается вовсю – с боку на бок, вверх-вниз, диагонально. А что хорошо, на шоссе очень радует плавностью хода даже с 20-дюймовыми колесами. Вне зависимости, какой из дорожных режимов задан – пусть и спортивный, в котором иначе работают амортизаторы. GR Sport на асфальте весьма чувствительна к огрехам профиля, и постоянны мелкие сотрясения. Но благодаря подправленной E-KDSS раскачивается Sport-версия существенно меньше. Важное качество, когда по маршруту вьются серпантин за серпантином. Зеленеть лицами не приходится, фитнес-браслет уснул.
Спортивных режимов у LC 300 два – Sport S и Sport S+. В обоих случаях помимо настроек амортизаторов меняются реакции силового агрегата и сопротивление рулевого – теперь гидроусилитель дополнен вспомогательным электрическим актуатором. Любопытно – у GR Sport спортрежим с плюсиком сказывается к тому же на E-KDSS, и противодействие колебаниям дополнительно возрастает.
Рулевое нравится и в стандартном режиме Normal, удачный механизм дружелюбен к пользователю. Хотя руль «длинный» – чуть более трех оборотов от упора до упора. Тормоза? Они у версий одинаковые и вполне эффективные. Проверено выскочившим на «Жигуленке» с обочины мне прямо под нос бессмертным дагестанцем.
Расход топлива
Дизель V6 3.3 – новинка. Многоумный впрыск, две последовательные турбины, вентилятор с электронным управлением. Масляный поддон глубокий – в расчете на преодоление машиной 45-градусных наклонов. Есть полуактивные гидроопоры, за них отдельное спасибо – вибрации малозаметные. На сотню дагестанских километров вместе с офроудными в среднем по отчету борткомпьютера тратится 16–18 литров солярки.
Энергии двигателя, по-моему, хватает внедорожнику абсолютно. Но команды пришпорить часто выполняются с ощутимыми задержками. Впечатление, будто для АКП десять передач – чересчур, не поспевает оперативно перебирать их вниз. Для шоссейной динамики оптимален режим Sport S, убыстряющий реакции. Normal же флегматичен – понятно, в угоду современным эконормам.
Тронула ностальгическая придумка. Оцените заботу фирмы о консерваторах: система шумоподавления преображает звучание моторов V6, чтобы на слух напоминало канувшие в Лету V8. Благо не закончилась история самого внедорожника Toyota Land Cruiser. Участь заброшенного восьмого цеха ему пока не грозит.
Хороший Дагестан
Сулакский каньон – одна из самых известных дагестанских природных достопримечательностей. Красоты изумительной, даже невероятной. Имеет длину свыше пятидесяти километров и глубину почти в два километра, являясь более глубоким, чем знаменитый американский Гранд-каньон. Добираются к Сулакскому каньону обычно от Махачкалы.
Национальная кухня – вокруг мясного и весьма вкусная. Чуду – непременные лепешки с мясом, творогом, картофелем. Курзе – местные пельмени. Каурма – рагу с овощами. Сохта – кушанье горных пастухов типа колбасы. Приготовленный на огне цельный баран в комментариях не нуждается. Традиционны чаепития с использованием горных трав.
Гамсутль – пример старины, дивный аул на горе в Гунибском районе. Это бывшее крупное аварское поселение возрастом примерно две тысячи лет. И около пяти лет необитаемое, жители постепенно перебрались в более развитые места. Остался лабиринт каменных строений. Сюда ведет дорога, можно приехать на автомобиле.
Toyota Land Cruiser 300 GR Sport
|