Обеззаряженная зона
Проверяем Москву и область на готовность к электромобильности
Не берите на пробу ни один современный EV, иначе сразу заболеете им. Я, «петролхэд» со стажем, еще в 2009-м вызвался ездить на тесты всех электрокаров подряд – от некузявого Mitsubishi I-MIEV до фантастического Rolls-Royce 102EX. И этот служебный роман с «электричками» в последнюю доковидную зиму, когда я вволю накатался по автополигонам Швеции на новых Jaguar i-Pace и Audi e-tron, окончательно перерос в страстное желание владеть собственным электромобилем.
Фото: Руслан Тарасов
Только у меня все обстоятельства складывались против них. Я не живу в частном доме, где можно поставить зарядный Wallbox, который, в отличие от комплектного «кирпича», включаемого в обычную розетку, сможет заряжать мой электромобиль за ночь «до полного». Нет у меня и своего гаража. А в радиусе пятнадцати-двадцати километров нет и ни одной общественной электрозарядной станции. Про офисную зарядку вообще молчу, так как мне не нужен офис для работы.
Но я не терял надежды. Стал следить, как ширится покрытие ЭЗС в столице и области: поставил на свой смартфон приложение PlugShare, которым пользуются все электромобилисты – оно отображает на карте актуальные электрозарядные станции по всему миру, – а заодно загрузил еще штук шесть апплетов наших российских сетей. И вот недавно в моем районе вдруг появилась желанная отметка, которая говорила, что в поселке с символичным названием Зеленый заработала ЭЗС.
Я даже специально съездил к ней, чтобы лично убедиться. Да, действительно стоит колонка от «Мособлэнерго». Новенькая, стройненькая, светится зеленым светом! И всего в восьми километрах от моего дома.
В своем районе на обычном автомобиле я редко накатывал более 400 км в неделю. Но чтобы обеспечить в Московской области энергией этот электромобиль, мне пришлось делать немалые и часто бессмысленные крюки
Фото: Руслан Тарасов
Фото: Руслан Тарасов
Фото: Руслан Тарасов
Подсчеты и прикидки
Одни скажут, что это все равно далеко и дико неудобно. Другие – что экономическая выгода от перехода с бензиновой модели на электрическую не так весома, чтобы EV быстро окупал свою немалую цену. Третий аргумент против – автономность. В нашей стране электромобили станут серьезной темой, когда на одной зарядке смогут проезжать не четыреста-пятьсот километров в теплые дни, как сейчас, а минимум вдове больше и в любой мороз.
Однако у меня в голове вертелись иные расчеты. Каждую неделю я накатываю по области не более трехсот километров. Еще прибавляется сотня с чем-то, когда приходится в какой-то из дней ездить в Москву по делам или ради досуга. Исходя из этого, батареи Jaguar i-Pace должно вообще хватать на всю неделю. Ну а если заряд начнет иссякать – PlugShare подскажет, где я смогу подкормить электрическую «кошку». На то он и придуман.
Чтобы проверить свои выкладки, я убедил представительство Jaguar Land Rover выдать мне новенький «Джаг» на двухнедельную примерку.
Фото: Руслан Тарасов
Фото: Руслан Тарасов
Автомобиль с бензиновым мотором в 400 л.с. за 400 км пробега «выпивает» топлива примерно на 2000–3000 рублей. 100 процентов заряда батареи для I-Pace на те же 400 км обойдется в 700–1500 рублей от коммерческих ЭЗС (тарифы варьируются от 8 до 17 руб./кВт). Или не будет стоить вообще ничего от общественной станции. Если сможете зарядиться
Фото: Руслан Тарасов
Электроквест
Вернуться за руль мощного и классного электромобиля – это огромный кайф. Как же быстро он подает в салон кондиционированную прохладу или тепло! Как он улетает с места! Как беззвучно плывет в потоке! Но наша суровая действительность постоянно подбрасывала какие-то мелочные и даже изощренные обломы.
Уже в день получения машины с полной батареей я поехал вечером встречать в аэропорту свою супругу с подругой. Конечно, они слегка обомлели от «Ягуара». Тут же последовала просьба: «Подвезем подружку домой?» Я никогда не отказывал, но перспектива сделать крюк почти в сто километров на корню рушила все мои схемы и планы.
Второй «трабл» случился на следующий день, когда я решил проверить ЭЗС в Зеленом. Ничего не вышло – парковка у столбика была занята обычным автомобилем. Далее с этой проблемой я сталкивался не раз.
Условно подходящая для меня ЭЗС была в Электростали – еще один городок с символичным названием – на парковке супермаркета «Глобус». Но совместить закупку продуктов с зарядкой «Джага» не получилось. Колонка оказалась просто выключенной. Позвонил по указанному на ЭЗС номеру «Мособлэнерго», но по нему отвечает не техподдержка, а вежливая девушка, которая лишь принимает жалобы. Из-за бестолковой поездки батарея машины «похудела» еще на шестьдесят незапланированных километров.
Фото: Руслан Тарасов
Фото: Руслан Тарасов
Четвертый эпизод меня уже крепко напряг. Я снова у того самого столбика в Зеленом, с которым связывал все надежды. Есть место. На колонке горит зеленый индикатор готовности. И приложение ее видит. Но она, зараза, не активируется. Ждал минут десть, звонил на горячую линию – без толку. От досады даже отказал какому-то местному с синим лицом, что просил «рубль на молоко», пока я с размотанным кабелем надеялся на чудо подключения.
Пятый облом едва не вывел меня из себя. Выбрал ЭЗС, которая точно работает и дает 22 киловатта мощности – в ТРЦ «Щелковский». Приехал туда с сыном, подключился, ток потек – нашей радости не было предела! Автомобиль показывал, что до полной зарядки надо восемь-девять часов, но времени у нас было вдоволь. Пошатались по магазинам, перекусили в ресторанчике, посмотрели «Дюну» и уже к закрытию ТРЦ спустились на парковку. А там зарядная колонка подозрительно горит красным… Итог: в батарее как было семь процентов, так и осталось. И еще минус пятьсот рублей на оплату стоянки. Почему так случилось – не знаю. Какой-нибудь балбес мог подойти и понажимать на кнопки просто так: одна есть на машине у разъема, чтобы его вынуть, вторая – на станции для отключения. Сама станция могла из-за сбоя прервать. По идее, все это отслеживается через приложение, но в подвале ТЦ машина без связи.
Фото: Руслан Тарасов
Вот такую вдохновляющую картинку можно наблюдать после каждой ночной зарядки, если иметь личный домашний Wallbox мощностью хотя бы на 11 кВт. При этом ставить электромобиль на подзарядку придется не чаще одного раза в три-четыре дня
Фото: Руслан Тарасов
Пустой и злой
Резерва энергии оставалось ровно на то, чтобы доехать домой, а на следующий день направиться прямиком к дилеру «БорисХоф» в Балашихе, где есть зарядная колонка. Рассуждал так: если откажут мне с протянутым кабелем – оставлю «Ягуар» у них. Иных вариантов нет.
Не отказали. Сотрудники освободили парковку у колонки, любезно предоставили карту активации. Подключаем – и бесконечная инициализация. К счастью, в цеху стояла еще одна станция зарядки – сервисная. И она работала. Я каждый час перезванивал мастеру с просьбой посмотреть, не отключилась ли «кошка» от питания в чужом для нее окружении из BMW и Volvo.
Снова выкатав все почти в ноль, я отправился опять в Зеленый. И пополнил коллекцию обломов траблом седьмого типа. Это когда есть свободное место у зарядки, она не выключена и горит зеленым и даже проходит активация – щелкает замок, который освобождает доступ к специальной розетке. Но сама дверца заела – не открывается ни в какую.
Позже я столкнулся с еще более извращенным издевательством зарядной колонки над человеком. Дверца открывается и позволяет подключить кабель, но не блокируется в нужном для зарядки положении. Ну не дрянь ли?
Мертвые колонны для зарядки, возведенные «Мособлэнерго» в столь людных местах, служат, очевидно, самой мощной антипропагандой электромобилей среди российских автомобилистов. Остается лишь навесить табличку «Не работает», чтобы посыл работал на 100 процентов
Фото: Руслан Тарасов
На второй неделе в список потенциальных и непреодолимых преград к источникам энергии была включена недобрая бабка, которая не хотела открывать ворота на закрытую территорию со свободной станцией быстрой зарядки от сети МГТС. Показываю ей специальную карту для активации такой колонки, а мне в ответ – нужен пропуск «Э». А карта тогда для чего? Ведь ее в офисе МГТС тоже выдают не просто так.
Владельцы электромобилей тоже порой ведут себя не по-джентльменски, не отмечая в PlugShare время, до которого они планируют держать на зарядке свой EV. Приложение показывает, что колонка вроде свободна, а по факту – нет. И когда освободится – непонятно.
Есть и варианты: не успел занять станцию, пока ехал. Или у колонки будет стоять уже давно заряженная, но так и не отключенная машина. Впрочем, это редкость. Все-таки у электроводителей есть некий кодекс – принято оставлять на видном месте номер телефона.
Двенадцатый и, скорее всего, далеко не последний пункт в моем списке траблов самый смешной и обидный одновременно. Вы протискиваетесь все к той же колонке в Зеленом, от которой еще ни разу не получилось зарядиться, проходите активацию и едва ли не грубой силой помогаете замку отпереть заедающую дверцу, а под ней видите вместо обещанного в приложении терминала Type 2... обычную бытовую розетку. Бинго!
От общественных «медленных» источников заряжаться можно едва ли не целый день. Если поочередно, то это, конечно, кошмар. Но когда у колонки есть вторая розетка, то можно познакомиться с тем, кто тоже питает слабость к электромобилям. Это как столик на двоих
Фото: Руслан Тарасов
Фото: Руслан Тарасов
Вопреки
У меня все эти мытарства не отбили желания владеть электромобилем. Скорее наоборот – раззадорили. И вот какие аргументы я вижу.
Худо-бедно, но сети общественных зарядок уже не просто работают, но и разрастаются. И я надеюсь, что все старания департамента транспорта Москвы всячески ускорить этот процесс будут воплощаться не только в центре столицы, но и ближе к области, где пока с ЭЗС совсем все из рук вон плохо.
Некоторые престижные офисные центры и ЖК обзаводятся собственной зарядной инфраструктурой. В Сколкове уже работает довольно развитая сеть платных зарядок.
9999 рублей на балансе обещает вам приложение «Мосэнергосбыт зарядки» при регистрации в системе. Но на новой ЭЗС в Зеленом этой сказочной халявой за две недели так и не удалось воспользоваться ни разу
Фото: Руслан Тарасов
На многих точках энергию для электромобиля можно получать самым простым образом: подъехал, вставил уже присоединенный к станции кабель в машину и через несколько секунд инициализации ток потек, и без всяких плясок с картами доступа и приложениями, активацией и биллингом – да, энергия подается даром. Так, например, работают пока немногочисленные ЭЗС на некоторых автозаправочных станциях Shell.
Все больше станций появляется и возле дилерских центров. В сообществе владельцев электрокаров говорят, что теперь не все допускают к «кормежке» электромобили чужого бренда, но это скорее исключение. Мне на выручку приходил не только «БорисХоф», но и «Автофорум» Mercedes-Benz на МКАД.
Самый же важный вывод такой: чтобы решить на корню 99 процентов проблем владения EV, надо просто обзавестись своей станцией. Или убедить управляющую компанию своего жилого комплекса поставить такие. Энергетики – я уже узнавал – готовы содействовать в подключении. Но это уже тема для следующей истории.
Jaguar I-Pace
|