Шведская шпилька
Как Анн Линде читала лекции Сергею Лаврову, а он ей почему-то нет
В Москве с двойной миссией побывала Анн Линде — министр иностранных дел Швеции и одновременно представитель действующей страны—председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Повод покритиковать Россию она нашла на обоих направлениях: и на двустороннем, и на многостороннем. Главу МИД РФ Сергея Лаврова напор шведской гостьи удивил, однако нейтрализовать ее у него не получилось.
Переговоры Сергея Лаврова и Анн Линде в Доме приемов МИД России начались традиционно — с обмена приветственными словами. Обычно такие протокольные заявления весьма формальны и обтекаемы. Двухминутная (с учетом последовательного перевода) речь Сергея Лаврова была выдержана именно в таком духе. «Рады вас приветствовать в Москве. Это ваш второй визит в этом году,— сказал он, напомнив, что Анн Линде прилетала в Россию в феврале, в самом начале председательства Швеции в ОБСЕ.— Сегодня хорошая возможность поговорить о том, что произошло за этот год на нашем общем пространстве, на пространстве ОБСЕ в рамках подготовки к Совету министров иностранных дел, который состоится в Стокгольме в начале декабря».
Выступая от имени страны—председателя ОБСЕ, Анн Линде тоже была весьма сдержанной и даже нашла, за что похвалить Россию, отметив ее значительный вклад в стабилизацию конфликта между Арменией и Азербайджаном.
Но затем госпожа Линде напомнила, что представляет не только ОБСЕ, но и собственно Швецию, у которой, по ее словам, есть вопросы к России.
«В ходе переговоров я намерена выразить обеспокоенность Швеции в связи с ухудшением положения демократии, гражданского общества и прав человека в России»,— предупредила Анн Линде. И продолжила: эта тенденция противоречит национальным и международным обязательствам России, плохо сказываясь как на межгосударственном сотрудничестве, так и на контактах между людьми. Речь шведской гостьи была в три раза длиннее приветствия российского министра.
Ваш браузер не поддерживает видео
Сергей Лавров явно не ожидал такой напористости. «Вы все сказали, что хотели? — спросил он у Анн Линде смеясь.— Знал бы, что вы будете все это говорить, такую бы лекцию вам прочел». Продолжения журналисты уже не услышали — далее переговоры продолжились в закрытом формате.
Когда министры по итогам встречи вышли к прессе, по лицу Сергея Лаврова трудно было понять, как она прошла. Сам министр охарактеризовал ее как «полезная». Он поблагодарил Швецию за готовность регулярно «сверять часы» по проблематике ОБСЕ. «С момента нашей февральской встречи, когда госпожа министр была здесь с первым визитом в качестве руководителя ОБСЕ, ситуация на пространстве организации лучше не стала, проблем не убавилось,— посетовал Сергей Лавров.— Положение дел характеризуется углубляющимся кризисом доверия между государствами-участниками и преобладанием конфронтационной логики над конструктивным диалогом и сотрудничеством, ради чего собственно ОБСЕ и создавалась».
По его словам, «в силу широкого географического охвата, всеобъемлющего подхода к безопасности и правил консенсуса организация способна играть значимую роль в поиске коллективных ответов на общие вызовы и угрозы». «Чтобы этот важный объединительный потенциал был раскрыт, ОБСЕ должна повысить эффективность работы своих институтов и полевых миссий, выправить определенные географические и тематические диспропорции в ее деятельности»,— заявил Сергей Лавров. И напомнил: «Россия уже много лет вместе со своими союзниками и партнерами продвигает целый пакет конкретных предложений о реформе этой организации».
Коснулся Сергей Лавров и двусторонних отношений со Швецией. «Несмотря на известные противоречия, у нас есть общее понимание, что существуют хорошие возможности для сотрудничества на тех направлениях, где у нас наблюдается взаимный интерес,— это торговля, экономика, экология, культурно-гуманитарные проекты, здравоохранение, социальное обеспечение»,— отметил он. Читать лекции коллеге Сергей Лавров в итоге не стал.
Анн Линде, в свою очередь, и на пресс-конференции не давала российскому министру расслабиться.
«Как добрые соседи, мы должны признавать, что есть области, где мы расходимся во мнениях. Мы поддерживаем демократию и верховенство права в России. Закон же об "иностранных агентах" мешает нашему двустороннему и региональному сотрудничеству»,— заявила госпожа Линде.
Она призвала освободить оппозиционного политика Алексея Навального, а также расследовать произошедшее с ним в августе 2020 года. Кроме того, министр заступилась за международную организацию «Мемориал» (признана в РФ иноагентом), закрыть которую требует Генеральная прокуратура России.
При этом выяснилось, что и по линии ОБСЕ у Анн Линде есть к Москве претензии. По словам министра, за последний год она убедилась в том, что Россия не ценит третью «корзину» ОБСЕ — то есть защиту прав человека, развитие демократии, мониторинг выборов. Шведский дипломат выразила особое сожаление, что Россия не договорилась с Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ по поводу наблюдения за сентябрьскими выборами в Госдуму.
Сергей Лавров, казалось, все же хотел ей что-то ответить. Но почему-то не стал.
Меньше повезло шведскому журналисту, поинтересовавшемуся, что Россия готова сделать для улучшения отношений с «западными демократиями». Глава МИД РФ назвал его вопрос неприличным.
«Никто не может рассматривать другие страны в качестве "хороших", или "плохих", или заслуживающих остракизма. Международное право требует уважения всех без исключения стран»,— напомнил Сергей Лавров. И добавил: «Помимо этих международно-правовых аргументов западные демократии не могут и не имеют права по факту происходящих событий всем заявлять о своем превосходстве».
При этом он в неожиданно в положительном плане выделил Швецию, воззвав к ее «традициям нейтральности и умеренности». «Надеюсь, что старые, добрые традиции нашего хорошего соседа возобладают. Швеция будет играть роль страны, которая продвигает консенсус согласий и объединительную повестку дня, а не мыслит категориями: почему Россия непослушна в отношении демократического Запада»,— заявил Сергей Лавров.
Анн Линде сочла нужным его поправить. По ее словам, Швеция давно уже не нейтральная, а внеблоковая страна.
Почувствуйте разницу.