Инфляция замедлится вместе с экономикой
Мониторинг прогнозов
Последние корректировки среднесрочного макроэкономического консенсус-прогноза Центра развития ВШЭ (ЦР), как и обновление прогноза агентства АКРА, фокусируются на инфляции и ключевой ставке. Показатель роста ВВП в 2021 году был лишь незначительно улучшен (в первом случае на 0,3 процентного пункта — до 4,3%), но в обозримом будущем эксперты сходятся на ослаблении динамики экономики до примерно 2% роста в год (экономисты АКРА — даже пессимистичнее консенсуса). Как и в случае оценок агентства FocusEconomics (см. “Ъ” от 8 ноября), основная причина ожиданий замедления экономики — охлаждение роста доходов и потребительского спроса.
Панель из 46 прогнозистов консенсуса ЦР увеличила свою оценку инфляции на 2021 год с 5,8% на конец июля — начало августа до 7,7% на первую половину ноября. «С одной стороны, это говорит о том, что продолжающееся ускорение инфляции остается достаточно неожиданным для экспертного сообщества, а с другой — что это не порождает особых сомнений в способности ЦБ успешно проводить политику, направленную на достижение долгосрочного инфляционного таргета (4%). Устойчивое ускорение инфляции сейчас вообще не рассматривается экспертами в качестве существенного риска»,— заключают в ЦР. Экономисты АКРА также сообщили, что учли последствия роста глобальных цен на энергетические товары и продовольствие (прогноз инфляции агентства — 8% в 2021 году), повысив ожидания по краткосрочной динамике рублевых процентных ставок и номинальным бюджетным доходам.
При этом консенсус ЦР указывает на замедление инфляции до уровня таргета к концу первого квартала 2023 года — на полгода позже, чем ожидалось во время предыдущего опроса. В базовом же сценарии АКРА среднегодовая инфляция в 2022 году снизится до 5,5–6,0 п. п., а показатель декабрь к декабрю достигнет 4–4,5%, приблизившись к целевому уровню. Поэтому на протяжении большей части 2022 года денежно-кредитная политика ЦБ будет достаточно жесткой, однако во втором полугодии вполне возможно ее быстрое смягчение. «К большей длительности периода жесткой денежно-кредитной политики могут привести сохранение высоких инфляционных ожиданий при нормализации инфляции, а также реализация новых глобальных или локальных шоков со стороны предложения»,— заключают в агентстве.