Не выйти из тени
Почему открытие магазина Carol Christian Poell уникально для Москвы
«Сейчас сюда придут еще трое, и у меня случится приступ социофобии»,— сокрушается владелец пространства Project 3,14 Александр Моисеенков. Пока нас в помещении двое. Мы стоим среди серых стен, авангардных кожаных вещей и декора, который напоминает фильмы Алексея Балабанова. Владелец магазина одет в черный свитер, который сидит так, будто его специально пошили по фигуре (забегая вперед — это отличительная черта вещей марки), серые джинсы и сапоги, похожие на музейный экспонат. Мы находимся в шоуруме, который невозможно найти, если вам не подскажут дорогу: на входе посетителей встречает ассистент и провожает до секретной двери, в нее нужно позвонить. Через несколько секунд дверь открывается, и гости попадают в жутковатую, но очень любопытную комнату. На стене у входа висит записка от представителя Поэля, в которой пространство называют напряженным и красивым (intense and beautiful) — и это идеально его описывает. Тот факт, что снаружи центр Москвы, забывается практически сразу.
Кэрол Кристиан Поэль — незаурядный дизайнер. Он отказался от шоу на выставке Pitti Uomo, да и в целом не ориентируется на календарь показов и Недель моды. Одно из его самых ярких шоу состоялось в Милане в 2004 году. Показ Mainstream Downstream включал в себя неподвижных моделей, которые плыли по каналу Naviglio Grande (к их спинам были прикреплены надувные подушки, которые держали их на плаву). Сам дизайнер говорил, что концепция шоу — это аллюзия на то, как вся популярная мода всегда движется в одном направлении. При этом он утверждал, что настоящая мода остается на улицах и именно из этой культуры и нужно черпать вдохновение. Напомним, на дворе был 2004 год. Сегодня все большие марки так или иначе обращают внимание на уличную моду и культуру — иронично, но, похоже, это стало новым мейнстримом.
Отец, дядя и дедушка Поэля занимались кожевенным бизнесом. Его отчим всю жизнь работал на швейной фабрике. Создание одежды привлекло австрийца еще в детстве, однако в подростковом возрасте он увлекся дизайном — это в итоге и стало делом его жизни. К выделке кожи он подходит своеобразно: закапывает ее в землю, варит, обрабатывает кислотой, окрашивает кровью, заливает цветной резиной. При этом все вещи сидят так, будто пошиты на заказ. «Он в первую очередь талантливый закройщик»,— объясняет Моисеенков, пока наша экскурсионная группа изучает вещи из тяжелой кожи и грубой шерсти. Работы Поэля нельзя назвать традиционными — но от такого дизайнера и не ждешь очередной casual-коллекции. В шоуруме, где царит атмосфера художественного макабра и играет андерграундный ambient, на сваленных в кучу старых телевизорах транслируются шоу дизайнера — и все они похоже скорее на артхаусные зарисовки, чем на модные показы. Глядя на вещи Поэля, понимаешь, что именно так выглядела бы одежда, если бы Тим Бертон вдруг решил увлечься модой. Куртки с утяжеляющими деталями, сапоги, сшитые из единого куска кожи с мягкими шипами из резины на подошве, невероятное внимание к деталям — все это говорит о том, что Поэль делает вещи не для того, чтобы появиться на обложках и билбордах. Он просто делает вещи. А нравятся они кому-то или нет, его как будто совсем не волнует. Именно это в нем и подкупает.
Перед своим европейским турне U2 попросили дизайнера сшить им гастрольную коллекцию. На что австриец ответил, что у него сейчас нет на это времени — но они всегда могут обратиться в его магазин за уже существующей коллекцией. Однажды в Милане Брэду Питту не досталась кожаная куртка Carol Christian Poell. И все — актеру просто пришлось уехать домой с пустыми руками. У Поэля нет аккаунтов в соцсетях и маркетинговой команды, он выпускает коллекции раз в несколько лет и как будто живет в своем, труднодоступном мире. Он не скрывает лицо под маской — просто не подпускает к себе людей (чтобы не тратить энергию на никому не нужные разговоры). Каждая вещь CCP сопровождается паспортом — там указаны материалы, инструкции по уходу и порядковый номер вещи (как правило, у одной модели не больше 12 экземпляров).
Пространство на Трубной улице стало первым монобрендовым бутиком Carol Christian Poell в России — и, судя по всему, он останется единственным. Попасть в него можно только по предварительной записи, позвонив по телефону. Среди вещей есть украшения, например, кольцо с глазным протезом или серьги с репликой человеческих зубов — и арт-объекты (залитые в резиновый блок перчатки). К одной вещи хочется подойти несколько раз, потому что к ним нужно привыкнуть. После рассказов Моисеенкова о Поэле приходит контекст — и тогда к этим вещам хочется вернуться, потому что с каждым заходом начинаешь их чуть лучше понимать. Возникает ощущение, будто ты находишься внутри инсталляции, экспонаты которой можно не просто купить, но и почему-то носить. Шансов на то, что вещь Поэля узнают, не так уж много. И в этом его главная прелесть: свой немногочисленный, но очень преданный клуб, члены которого будут возвращаться за дозой снова и снова.
Вернуться в реальный мир после этого опыта получается не сразу. Посторонние люди кажутся запрограммированными, а все их действия — слишком заурядными. Жутковатый художник оставляет свой след даже на тех, кто никогда его не видел и не покупал его вещи. Похоже, в этом и есть маркетинговый гений Кэрола Кристиана Поэля — о его вещах не забываешь. Безусловно, кожаную куртку ручной работы найти несложно. Как и сапоги из цельного куска кожи. Как и черный свитер из грубой шерсти. И Поэль как будто подталкивает к этому людей: мол, если можешь найти это где-то еще, туда и иди, нам с тобой точно не по пути. И такой подход отрезвляет. В мире, где шопинг, мода и даже искусство стали утилитарными, приятно найти дизайнера, которому на эту самую утилитарность откровенно плевать. Хотя вещи его прослужат не один десяток лет. Потому что в первую очередь он талантливый закройщик.