«Озеленение» по плану
Пандемия COVID-19 не повлияла на экологические инициативы крупных промышленных предприятий Нижегородской области: они продолжили модернизировать очистные сооружения, обновлять фильтрационное оборудование и совершенствовать системы обращения с отходами. Этот процесс непрерывен: несколько крупных проектов заявлены и на будущий год. Главный тренд — создание замкнутого цикла производства и вторичной переработке отходов.
Непрерывно и автоматически
В большинстве крупных предприятий Нижегородской области экологические программы формируются на годы вперед, и компании последовательно работают над модернизацией оборудования и снижением техногенного воздействия на окружающую среду. Эти работы оказались в числе приоритетных и сейчас, несмотря на сложную экономическую ситуацию, вызванную пандемией новой коронавирусной инфекции. В этом году крупные проекты вводили, в частности, в автомобилестроении и химпроме.
Так, один из таких проектов, реализованных на Горьковском автозаводе, — оснащение плавильных печей в литейном цехе системой фильтровентиляционного оборудования, которая обеспечивает максимальную очистку промышленных выбросов, образующихся от процесса плавки металла. «Система включает оборудование по отводу выбросов и двухступенчатую очистку с автоматическим контролем концентрации загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух. На первой ступени происходит механическая очистка в картриджных тканевых фильтрах, на второй — плазменно-каталитическое окисление. В результате очистки происходит удаление пыли, оксида углерода, диоксида серы, оксида и диоксида азота», — поясняют в холдинге. Показатели работы системы и значений концентраций загрязняющих веществ в выбросах непрерывно, автоматически контролируются газоанализаторами и дистанционно передаются в экологическую службу предприятия. «За последние 10 лет на
ГАЗе было реализовано множество экологических, энергетических и производственных проектов, которые позволили снизить за этот период сокращение выбросов в воздух на 59%; в водные объекты — на 57% и т.д. В том числе были построены очистные сооружения сточных вод и внедрен термический дожиг выбросов вредных веществ от сушильных камер цеха окраски кузовов и др.», — комментируют в холдинге.
На ООО «СИБУР-Кстово» в этом году была построена и в мае введена в эксплуатацию новая установка локальных очистных сооружений, благодаря которой предприятию удалось достичь нормативных требований к составу промышленных стоков, которые утверждены администрацией города Кстова. «Ранее соответствующих требований удавалось достигать только на районных очистных сооружениях (ЭКОИН-НОРСИ), куда стоки передавались недостаточно очищенными», — поясняют в компании. Точное снижение объема загрязнений стоков СИБУР обещает назвать, когда установка проработает полный год. Кроме того, на предприятии завершаются строительно-монтажные работы факельной системы закрытого типа, благодаря которой будет полностью исключено интенсивное дымное горение, шум, видимое пламя. Пуск установки намечен на конец 2021 года — начало 2022-го.
Максимум — в переработку
В сфере обращения с отходами на крупных производствах уже несколько лет применяются технологии сортировки европейского уровня, которым могут позавидовать муниципалитеты. Так, на Выксунском заводе ОМК отходы сортируют с 2013 года. С тех пор предприятию удалось сократить объем захораниваемых отходов в шесть раз — с 40 тыс. куб. м в 2013 году до 6,5 тыс. куб. м в 2020-м. «Эффект от этой работы многоплановый. С одной стороны, это значительная экономия средств: ведь увеличение объемов отходов ведет к росту затрат на их транспортировку, а захоронение на полигонах — расходов за негативное воздействие на окружающую среду. С другой — и этот эффект, на мой взгляд, куда более важный — это реальная социальная ответственность бизнеса перед будущими поколениями: не хочется оставлять детям полигоны мусора», — говорит директор по безопасности производства предприятия Александр Пивиков.
На предприятиях холдинга «Группа ГАЗ» с 2015 года выстроена собственная система раздельного сбора промышленных и коммунальных отходов, направленная на минимизацию их захоронения на полигонах и увеличение доли их переработки. По информации холдинга, за 10 лет таким образом удалось снизить образование отходов на 63%: в настоящее время на переработку направляется 11 групп отходов в общем объеме около 5 тыс. тонн в год.
Увеличение оборотов
Один из главных трендов экологической повестки на промпредприятиях — стремление организовать замкнутый цикл производства, в котором максимально используются все ресурсы. Пример подобного замкнутого цикла — целлюлозно-бумажная промышленность, продукция которой может многократно перерабатываться там же, где была выпущена. «100% поставок лесосырья на АО „Волга” сертифицированы по системе FSC, свидетельствующей о том, что компания является ответственным лесопользователем, получает сырье из проверенных источников и полностью использует древесину в своем замкнутом цикле», — рассказала на экологическом онлайн-марафоне редакции «Коммерсантъ-Приволжье» директор по экологии АО «Волга» Светлана Ломаш. По ее словам, новая экологическая программа бумкомбината, рассчитанная до 2025 года, ориентирована на максимальное вовлечение ресурсов в хозяйственный оборот: макулатура используется в производстве, древесные отходы становятся биотопливом для собственных же энергетических установок, вода возвращается на повторные циклы производства.
Выксунский завод ОМК, благодаря концепции оборотного цикла сокращает забор прудовой воды: за три года предприятию удалось удвоить объем поверхностных вод, возвращаемых на производство (с 891 тыс. куб. м в 2017 году до 1,9 млн куб. м в 2020-м), и в 7,5 раза сократить забор прудовой воды (с 2,7 тыс. куб. м до 372 куб. м).
Экологичные перспективы
На повторное использование энерго- и водных ресурсов ориентированы и перспективные проекты компаний. Так, расширяя свое нижегородское производство окиси этилена и гликолей (строительно-монтажные работы должны завершиться во время планового остановочного ремонта в 2022 году), СИБУР планирует отказаться от производства части пара собственной генерации за счет использования тепла, образующегося в технологическом процессе. «Это повлечет снижение расхода всех видов ресурсов: электричества, пара, воды, снижение стоков, выбросов парниковых газов и т.д.», — поясняют в компании. Кроме того, в будущем году на «СИБУР-Нефтехиме» начнется строительство системы сбора и транспортировки углекислого газа, образующегося в процессе окисления этилена, для его последующей передачи на соседнее предприятие «Линде Газ Рус», где из него будут выпускать пищевую углекислоту. Главный ожидаемый эффект — прекращение сброса и монетизация углекислого газа.
Создание собственной генерации электрической энергии предусматривает и крупнейший в современной России проект черной металлургии, инициированный владельцем ОМК Анатолием Седых, — электрометаллургический комплекс «Эколант», который будет построен в 2025 году в Выксе. «Тепло отходящих газов будет использоваться для производства пара, а затем — электрической энергии. Установленная мощность генератора составит 24 МВт. Полученная путем утилизации тепла электроэнергия позволит повысить энергоэффективность и свести до минимума потребность в закупке ресурса на оптовом рынке», — рассказывает начальник отдела охраны окружающей среды ООО «Эколант» Ирина Кулева. Сама по себе технология производства «Эколанта» тоже ориентирована на полный цикл: сталь будет производиться из горячевосстановленного железа, получаемого здесь же из природного газа и железорудного сырья. Процесс исключает привычные коксохимический и доменно-конверторный переделы, что позволит в три раза снизить выбросы парниковых газов (СО2) в атмосферу по сравнению с традиционной технологией выпуска стали.
«Инновационный подход промышленных предприятий к вопросам экологии по определению более технологичен и экономичен, — говорит доцент кафедры экологии и природопользования Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, эксперт Росприроднадзора, кандидат экономических наук Елена Петрова. — Загрязнение окружающей среды достаточно затратно как с точки зрения постоянного взаимодействия с надзорными органами, так и платежей за „негативку”, которые доходят до миллиардных сумм. Поэтому экологические концепции современного бизнеса строятся по двум ключевым принципам: это, во-первых, снижение воздействия на окружающую среду, а, во-вторых, включение максимального спектра отходов и переработанных ресурсов в повторный оборот». По словам эксперта, ответственные производители ориентированы на снижение техногенного воздействия и не нуждаются в дополнительной мотивации в этих вопросах со стороны государства — это требование времени, но от чиновников компании ждут взаимности, прежде всего с точки зрения подходов к нормативам: «В плане требований к производству принято сравнивать наше законодательство с европейским, и российские нормативы действительно жестче. Но в то же время пол-Европы пьет воду из-под крана без дополнительной очистки и кипячения: например, мэр Зальцбурга каждый год в день города зачерпывает стакан воды из реки и выпивает его на глазах собравшихся. У нас подобное пока все-таки равносильно самоубийству. Так что нам есть, к чему стремиться».