Роскомнадзор дал команду на приземление
Определен список иностранных IT-компаний, обязанных открыть представительства в РФ
Роскомнадзор определил список компаний, которые попадут под действие нового закона «о приземлении», то есть должны будут открыть в России представительство, поставить счетчик посещаемости и удалять информацию, «нарушающую российское законодательство». В перечень ожидаемо вошли Google, Apple, Twitter, Facebook, но там не оказалось, например, Netflix.
Роскомнадзор опубликовал перечень компаний, которые по так называемому закону «о приземлении» должны будут открыть свои уполномоченные представительства на территории РФ. Всего в список вошли 13 иностранных компаний, которые владеют 22 информационными ресурсами. В их числе
- Google,
- Apple,
- Twitter, Meta Platforms (Facebook),
- TikTok,
- Telegram,
- Viber,
- Zoom,
- Spotify,
- Twitch,
- Pinterest,
- Like Me (управляет платформой для коротких видео),
- мессенджер Discord.
Закон «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории России» был подписан Владимиром Путиным 1 июля. Он обязывает иностранные онлайн-площадки с посещаемостью от 500 тыс. пользователей из России с 1 января 2022 года открыть в России официальные филиалы или представительства.
Помимо открытия представительств, компании должны выполнить ряд требований: разместить электронную форму обратной связи с российскими пользователями, зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора для взаимодействия с органами власти, установить на информационном ресурсе рекомендованный счетчик посещаемости, а также «ограничивать доступ к информации, нарушающей российское законодательство».
Закон предполагает несколько мер воздействия на компании, которые проигнорируют его требования. Среди них: запрет на распространение рекламы ресурса в России, распространение сторонней рекламы на ресурсе, блокировка ресурса в поисковой выдаче, ограничение приема и перевода платежей от российских физических и юридических лиц, запрет на сбор и передачу персональных данных пользователей, замедление трафика, а также полная блокировка ресурса.
По словам экспертов, в целом список компаний ожидаем, больше удивления вызывают исключения.
Так, в него не попал, например, Netflix, начавший работу в России в 2020 году. По данным Telecom Daily, ежемесячная аудитория Netflix в России по итогам первых девяти месяцев составляет 757 тыс. человек. «Скорее всего, онлайн-кинотеатр не попал в списки Роскомнадзора, потому что работает в РФ через "Национальную медиа группу"»,— считает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков.
Закон «о приземлении» в целом написан так, что исполнить его сейчас просто невозможно, считает гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян: «Не ясно, какая юридическая форма должна быть у представительства иностранной компании, нужно ли иметь персонал в РФ, может ли возглавлять представительство иностранный гражданин». В подзаконных актах также нет ответов на эти вопросы, подчеркивает эксперт, поэтому в ближайшие месяцы Роскомнадзор должен разъяснить бизнесу, как именно на практике необходимо исполнять этот закон.