Как жила «Катарина, или Дочь разбойника»
Балет на музыку своего постоянного соавтора Цезаря Пуни 35-летний француз Жюль Перро (уже знаменитый автор «Эсмеральды» и соавтор «Жизели») поставил в Лондоне в 1846 году для 19-летней датчанки Люсиль Гран. Либретто балетмейстер написал, будучи вдохновлен историей, случившейся в XVII веке с художником Сальватором Розой: тот отправился в горы Абруццо на этюды, попал в плен к разбойникам и прожил с ними некоторое время, изучая быт и нравы. В балете предводительницей шайки стала женщина — Катарина, унаследовавшая главенство от бандита-отца. Преследования стражи и любовный многоугольник (помимо художника в Катарину безответно влюблен разбойник Дьяволино, самого Розу преследует его любовница, испанская вдова Флоринда, на которую, в свою очередь, заглядывается герцог Альбано) завязаны в тугой сюжетный узел, допускающий несколько развязок.
Спектакль имел жизнь счастливую, а в России, куда его завезла знаменитая Фанни Эльслер, обожавшая роль Катарины,— и долгую. В московском Большом театре он шел с 1850 до 1883 года. В Петербурге и того дольше — с 1849-го до рубежа столетий, но с перерывами. В 1888 году в Мариинском театре «Катарину» в собственной хореографии поставил итальянец Энрико Чеккетти, расширив одноактную постановку Перро до трех актов. В 1894 году его версию возобновили для Пьерины Леньяни — той самой итальянки, которая первой открутила 32 фуэте и исполнила Одетту-Одиллию на премьере «Лебединого озера». Однако до ХХ столетия «Катарина» не дожила: резкая смена балетной моды смела ее с афиши, а записать хореографический текст с помощью системы Степанова никто не удосужился.