АЗС затягивают в сети
На торги планируется выставить 57,99% акций «Красноярскнефтепродукта»
Заксобрание Красноярского края одобрило продажу в 2022 году 57,99% акций крупнейшей в регионе сети АЗС «Красноярскнефтепродукт» (КНП). По оценкам властей, несмотря на рост финансовых показателей компании, износ ее основных фондов составляет 52%, а их модернизация требует существенных вложений. Привлечь средства возможно только за счет профильного инвестора, считают в региональном правительстве. Мнения депутатов по этому вопросу разделились: часть из них высказала опасение, что в результате сделки АЗС в отдаленных районах края будут закрыты, что может создать сложности с обеспечением топливом этих территорий. Аналитики сомневаются, что акции КНП вызовут ажиотажный спрос у инвесторов. Стоимость пакета они оценивают в сумму от 2,8 до 4 млрд руб., однако реализовать его без существенного дисконта вряд ли удастся.
Депутаты заксобрания Красноярского края одобрили в первом чтении прогнозный план приватизации регионального имущества на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. Он включает в себя продажу в 2022 году пакета акций «Красноярскнефтепродукта» (57,99%) на открытых торгах. По словам главы агентства по управлению имуществом края Валентина Вернера, с 2017 года в компании реализовывались антикризисные мероприятия. «За это время наведен порядок в закупках, модернизированы 72 АЗС, выручка КНП увеличилась на 41% начиная с 2016 года, чистая прибыль выросла в 10 раз. Однако компания действует на высококонкурентном рынке. При этом ее развитие требует существенных инвестиций. Износ основных фондов составляет 51%, а если говорить о нефтебазах, то это 67%»,— сказал он. Ранее краевые власти сообщали, что необходимые вложения оценивались в 1 млрд руб. «Так как компания не участвует сейчас в реализации государственных функций и полномочий, у Красноярского края нет достаточных правовых оснований для столь значительных бюджетных инвестиций»,— сказал Валентин Вернер. Приватизация позволит привлечь профильного инвестора, который займется развитием КНП, и пополнить краевой бюджет, отметил он.
АО «Красноярскнефтепродукт» — крупнейшая в Красноярском крае сеть АЗС. Под ее управлением в регионе находится 172 заправочных станции, в собственности — 10 нефтебаз. Также компания, по данным ее сайта, имеет АЗС в Туве и Хакасии. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка КНП в 2020 году составила 19,3 млрд руб., чистая прибыль — 94,7 млн руб. В 2019 году компания выплатила 6,4 млн руб. дивидендов, в 2020 году — 17,2 млн руб. В краевой собственности — 57,99% акций, у физлиц и НРД — 42,01%.
В 2017 году власти Красноярского края уже заявляли о планах продать госпакет КНП. «Этот актив не дает нам никакой эффективнойотдачи, создает только массу проблем самого разного уровня»,— говорил тогда Виктор Толоконский, занимавший пост губернатора края. Однако предложение о продаже не нашло поддержки у депутатского корпуса. «Если уж говорить о продаже КНП, то тогда, когда оно будет в адекватном состоянии. Но самое главное, когда мы будем иметь стратегического партнера. Например, такого, как «Роснефть», которая возьмет на себя все обязательства, в том числе по северному завозу, по организации обеспечения нефтепродуктами отдаленных населенных пунктов, где зачастую ничего кроме КНП нет»,— говорил журналистам Александр Усс, занимавший в то время пост спикера заксобрания (с сентября 2018 года является губернатором Красноярского края).
Сейчас инициатива приватизации акций компании вновь вызвала критику со стороны ряда депутатов. «Из плюсов продажи — мы получим поступления в бюджет, из минусов — урезание штата, потеря налогов в случае перерегистрации, отсутствие возможности контролировать цены на ГСМ и, в случае форс-мажора, как-то влиять на ситуацию»,— сказал на сессии заксобрания депутат Валентин Вахтель (КПРФ). Он предложил уделить больше внимания качеству управления КНП, чтобы увеличить прибыль предприятия. У КНП сегодня самая большая сеть АЗС в крае, «ни „Газпром“, ни „Роснефть“ не имеют столько», отметил депутат Сергей Натаров (ЛДПР). «Продавая эту компанию, мы не понимаем, что будет с заправками, которые относятся к отдаленным районам края, а их большая часть — кто будет их снабжать топливом, где будут заправляться скорая в районе и пожарная машина? Мы проводили предварительные консультации — все говорили, что эти заправки будут закрыты. ВИНКам не нужна наша сетка, они зарабатывают на других объемах»,— сказал он. Нужно учитывать территориальную особенность края, отметил депутат Александр Ратохин (КПРФ): «С трудом представляется, что коммерческая структура будет помогать решать вопросы обеспечения ГСМ в отдаленных районах или аграриев». В то же время депутат Денис Терехов («Новые люди») поддерживает продажу акций КНП: «Очевидно, что эта компания не может выдержать конкуренцию с ВИНКами, у которых глобальная сеть АЗС, вроде „Роснефти“ или „Газпромнефти“. И понятно, что КНП в первую очередь интересен глобальным игрокам с точки зрения ритейла». Того, что частник не станет выполнять социальные обязательства, господин Терехов, не опасается. «У нас сверхсоциальное государство. Я отказываюсь верить, что крупная компания позволит сейчас ставить прибыль выше какой-то социальной составляющей»,— сказал он. Депутат Александр Бойченко (КПРФ) также поддержал предложение о продаже. «Я буду голосовать за продажу, потому что мы не умеем управлять. Нужно смотреть правде в глаза. Но продавать нужно с неотъемлемыми условиями соцнаправленности — нельзя убирать заправки в районах»,— сказал он. Валентин Вернер не исключил, что будут приниматься «точечные решения при соглашениях с новым собственником» по вопросам закрытия нерентабельных заправок. «Мы не можем включить эти обязательства в состав документации в соответствии с федеральным законодательством»,— отметил он. В результате за утверждение плана приватизации проголосовали 37 депутатов, пять — высказались против, еще шесть — воздержались.
Аналитики сомневаются, что акции КНП вызовут широкий интерес у потенциальных инвесторов. «Полагаю, что первые торги по реализации пакета могут пройти вообще без заявок. Если сеть и купят, то со значительным дисконтом, учитывая необходимость модернизации АЗС»,— полагает главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. Он отмечает, что, несмотря на стабильные финансовые показатели и налаженный сбыт, потенциальный инвестор в любом случае получит довольно проблемный актив. «Основная сложность в низкой рентабельности точек продаж. На рынке реализации бензина наблюдается уход от „продажи топлива“, цены на которое сдерживаются, в сторону оказания комплекса услуг водителям, реализации продуктов питания, товаров, формирующих основную долю выручки. Такие масштабные расходы для модернизации имеющихся точек продаж могут позволить себе только крупные компании»,— считает он. По оценкам аналитиков, стоимость пакета акций КНП может составить от 2,8 до 4 млрд руб. В «Роснефти» не ответили на запрос „Ъ-Сибирь“, в «Газпром нефти» возможность покупки красноярского актива комментировать отказались.