Минюст не нашел уважительных причин
В отношении адвоката Евгения Смирнова возбудили дисциплинарное производство.
Адвокатская палата Ленинградской области будет проверять, насколько корректно вел себя адвокат обвиняемого в госизмене бывшего журналиста, а ныне советника главы корпорации «Роскосмос» Ивана Сафронова Евгений Смирнов. По представлению регионального управления Министерства юстиции против господина Смирнова возбудили дисциплинарное производство.
Как сообщил “Ъ” Евгений Смирнов, инициатором представления выступила Федеральная служба безопасности. В документе, который министерство направило в Адвокатскую палату Ленобласти, сказано, что адвокат без уважительных причин пропускал следственные действия, которые производились в рамках расследования нескольких уголовных дел — в том числе Ивана Сафронова и ныне покойного Виктора Кудрявцева, также обвиненного в госизмене. Больше всего претензий касалось расследования уголовного дела Ивана Сафронова.
Господин Смирнов пояснил “Ъ”, что не являлся в указанные дни по причинам стратегическим. «Ивана Сафронова защищают шесть адвокатов. И естественно, что мы не приходим все на каждое следственное действие»,— сказал Евгений Смирнов.
Он объяснил, что так делается в том числе для того, чтобы каждый из защитников мог не спеша знакомиться с различными документами, касающимися расследования. Адвокатам не позволяют фотографировать такие бумаги и не дают копий, а для подготовки возражений бывает необходимо обратиться к документу не единожды.
По его словам, ни разу следственные действия не срывались из-за того, что у господина Сафронова не было защиты: как минимум один адвокат всегда присутствовал, а этого по закону достаточно. При этом присутствие и отсутствие того или иного адвоката всегда согласовывалось с Иваном Сафроновым, и обвиняемый был согласен с поведением своих защитников, претензий им не предъявлял.
Одной из причин, по которым адвокаты стараются не приходить все одновременно, по словам господина Смирнова, является еще вопрос безопасности. Находясь у следователя, защитники сдают свои телефоны и принесенные с собой бумаги. И потом замечают, что их вещи тайком просматривали.
Господин Смирнов уверен, что представление о дисциплинарном взыскании — это очередной этап давления на Ивана Сафронова через его адвокатов. Таким образом, полагает Евгений Смирнов, Ивана Сафронова пытаются оставить без выбранных им защитников.
Евгений Смирнов в правильности своего поведения не сомневается и убежден, что претензии надуманны. Примечательно, что, по словам господина Смирнова, в числе предъявляемых ему Минюстом претензий есть неявка на следственные действия по уголовному делу, в котором господин Смирнов не участвовал. Что это за дело, он сообщить отказался.
В Адвокатской палате Ленобласти комментировать представление Министерства юстиции отказались, сославшись на то, что знакомиться с информацией о дисциплинарном производстве могут только стороны конфликта. Квалификационная комиссия будет рассматривать вопрос 20 декабря.
Ранее Минюст уже пытался дисциплинарно наказать одного из адвокатов Ивана Сафронова — Ивана Павлова (признан в РФ иноагентом). Адвокатская палата Петербурга отказалась это делать, после чего встретилась с представителями министерства в суде. Однако процесс до логического завершения не дошел: Минюст отозвал свой иск и внес в палату новое представление, касающееся Ивана Павлова, в котором потребовал лишить последнего статуса адвоката. Его еще не рассмотрели.
В апреле 2021 года против господина Павлова завели уголовное дело о разглашении данных по делу Ивана Сафронова. Ему назначили меру пресечения в виде запрета определенных действий. В начале сентября адвокат уехал из России в Грузию, опасаясь уголовного преследования.