Регионы с триллионом
Мониторинг государственных финансов
С учетом быстрого роста собственных доходов регионов и сложившейся динамики расходов по итогам 2021 года можно ожидать суммарного профицита консолидированных бюджетов субъектов РФ в размере 300 млрд руб., отмечают в своем обзоре эксперты Центра развития НИУ-ВШЭ. Они напоминают, что в кризисном 2020 году региональные бюджеты были сведены с дефицитом в 677 млрд руб., отмечая при этом, что новая волна пандемии в последние месяцы года еще может сократить доходы регионов и увеличить их расходы.
Ранее Минфин сообщал, что, по оперативным данным, на 1 октября 2021 года рост доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ по сравнению с таким же периодом 2020 года составил 19% при объеме поступлений в 11,9 трлн руб. Прирост налоговых и неналоговых доходов зафиксирован в 83 из 85 российских регионов. Рост доходов позволил территориям несколько нарастить расходы — за девять месяцев они выросли на 6% (до 10,9 трлн руб.). Увеличили траты 78 регионов, снизили — 7, сообщал Минфин. В результате в целом консолидированные бюджеты за этот период исполнены с профицитом в 1 трлн руб. (против дефицита в 2020 году в размере 296 млрд руб.).
В Центре развития отмечают, по уточненным позже данным, прирост доходов по итогам января—сентября составил 19,6%, расходов — 6,5%, а размер профицита — 987 трлн руб. «Положительный баланс региональных бюджетов по итогам трех кварталов наблюдался ежегодно в период с 2011 года, за исключением 2013 и 2020 годов»,— напоминают эксперты, отмечая, что 13 российских регионов все же «закрыли» девять месяцев 2021 года с дефицитом (в прошлом году таких было 44).
В доходной части заметнее всего выросли поступления налога на прибыль — из-за эффекта низкой базы прошлого года они увеличились сразу на 47% (годом ранее было падение на 15%). На этом фоне объем трансфертов из федерального бюджета сократился на 2%. В выросших расходах опережающими темпами росли траты на ЖКХ, национальную экономику, образование, физкультуру и спорт. Одновременно региональные расходы на здравоохранение сократились более чем на 10%, в реальном выражении сократились и расходы на социальную политику, что можно объяснить частичным сворачиванием «антиковидных» мер поддержки.