Программирование города
Как создать общественные пространства для всех горожан
Социокультурное программирование пространства — это создание «большой идеи места», позволяющей территории существовать и развиваться в рамках единой концепции. Оно помогает привлекать определенную аудиторию на территорию, тем самым повышая ее ценность в социальном, культурном и коммерческом планах. Притяжение людей, заинтересованных общей идеей, конструирует атмосферу, которая формирует устойчивые сообщества, готовые проводить там время, считает основатель бюро Citymakers Петр Кудрявцев.
Социокультурное программирование невозможно без тщательной аналитической части, когда в рамках разнообразных наблюдений и исследований прежде всего надо понять, чем живет та или иная территория, какое место она занимает в контексте города, какой в ней потенциал и как в концепции развития территории в будущем должно быть учтено ее прошлое. В результате этой работы появляются решения для конкретного места, которые позволяют все процессы настроить так, чтобы они были максимально эффективны, и где в центре всего будет находиться человек и его потребности.
Данный инструмент актуален как для только задуманного проекта, так и для оптимизации сложившейся застройки. Зачастую гораздо интереснее работать со сложившейся городской структурой — все-таки мы живем в городах, когда-то развивавшихся по определенным законам, где, например, были фабрики, а вокруг жилье для рабочих. Но времена меняются, монофункциональные районы уходят в прошлое.
Мы видим в большом количестве городов России, что подобные фабричные районы после утраты основной своей функции превратились в депрессивные и отчасти маргинализированные территории. И по-хорошему с ними можно и нужно тщательно работать. В этом и польза социокультурного программирования, когда можно изменить пространство, территорию или здание в городе, дав им новую жизнь по новым правилам, при этом не проводя капитальных интервенций в городскую среду. Такое программирование нужно в первую очередь для того, чтобы среда вокруг человека стала интереснее и комфортнее и напрямую отвечала постоянно эволюционирующим потребностям конкретных пользователей пространств.
Все эти процессы сопровождаются соучаствующим проектированием, но с превалированием экспертного мнения. Можно спросить у человека, что ему здесь не хватает, но при первой итерации нередко получаем прогнозируемые ответы про безопасность, освещение и детские площадки. Что интересно: даже если у человека нет ребенка, ему всегда нужна детская площадка, ведь именно она для большинства равнозначна спокойствию во дворе. После решения этих проблем запросы будут уже посложнее, например на спорт, парк или общественное пространство. У людей, естественно, можно и нужно спрашивать, в чем проблемы, но как они будут решаться — дело экспертов. Например, жители могут настоять на детской площадке, но если сделать только ее, то пожилым людям, подросткам и всем остальным просто нечем будет заняться во дворе. При таком подходе удовлетворяется запрос всего 13% жителей.
Именно на этапе обратной связи должен вступить эксперт и сказать, что нужно делать. Собранную информацию необходимо пропустить через себя и понять на основании своего опыта, своей креативности, устоявшихся городских практик или международного опыта, что следует сделать, при этом привлекая нужных специалистов для комплексного подхода к реализации проекта.
У нас был проект по небольшому по нынешним меркам жилому комплексу с довольно значительной долей коммерческих площадей. Перед нами стояла задача оживить территорию, привлечь людей и сделать проект коммерчески эффективным. В итоге после тщательной аналитики было принято решение создать парк. При этом мы подошли к вопросу так, чтобы в результате не получился аналог парка Горького меньшего масштаба, то есть шумного общественного пространства.
Мы с помощью элементов благоустройства смогли правильно функционально разграничить территорию и развести различные категории людей по разным частям: чем ближе к жилым зданиям, тем более спокойное времяпрепровождение, чем ближе к дороге и офисным зданиям, тем больше активных функций, как, например, амфитеатр и место для катка. В итоге люди пришли сюда, и не только жильцы дома. Парк стал местом притяжения для большого количества людей со всего района. В результате и коммерция начала развиваться, поток людей увеличился на 40%, выручка от коммерческих площадей и вместе с ней арендная ставка — на 20%.
Если говорить об использовании такого инструмента, как социокультурное программирование на незастроенной территории, то здесь все чуть проще. Уже на начальном этапе можно спрогнозировать различные сценарии пользователей так, чтобы и они чувствовали себя комфортно здесь и при этом «хозяин территории» (город или частная компания) получал с этого дивиденды. Можно, например, построить жилье, школу, детский сад, и это отличный базис. Но когда перед нами заранее социокультурно программируется территория, то сразу же понятно, какие именно пользователи будут на твоей территории, можно просчитать долю востребованности и функционал коммерческих и социальных помещений конкретно под них. Социокультурное программирование — это вопрос устойчивого развития территории, когда от этого выигрывают все: как конечный пользователь, так и город.
При этом такой подход не распространяется исключительно на объекты с жилой функцией, он также применим для всего, что есть в городе. Многие могут думать, что для того, чтобы спроектировать качественное зеленое пространство, хватит работы ландшафтного архитектора. Он знает, как сделать ландшафт, какие виды растений высадить, но ему необходимо помочь с тем, как должны передвигаться люди и как они будут взаимодействовать со средой.
Требования горожан к продуманности окружающих их пространств с каждым годом растут вместе с развитием технологий и повышением общего уровня проектирования пространств. Люди чувствуют, когда пространство не учитывает сценарии их повседневной жизни и запросы. Это могут быть транзитные пользователи, дети, спортсмены, подростки и многие другие. И смысл нашей работы — уместить их интересы в парке. Весь процесс придумывания и проектирования любого пространства в городе — мультидисциплинарный, и условный ландшафтный архитектор является одним из экспертов в рамках социокультурного программирования.
Такое программирование — это методологическая рамка, в которой рассматриваются территория и различные городские элементы с точки зрения комфортной жизни человека в городе. Несмотря на то что это звучит популистски, этого не стоит бояться, ведь всегда конечный пользователь — человек, не машина, не тротуар и даже не дерево. После того как изучены все исходные данные о планах на территорию, ее окружение и как все это соотносится, предложенные решения должны проходить через призму человека, через его запросы. И совершенно не важно, кто заказчик — город или частная компания, в основе всего пользователь, который делает выбор. И когда потребности человека на работу, досуг, спорт, безопасность будут удовлетворены, тогда территория будет устойчиво развиваться самостоятельно.