Страна подписалась под светлым будущим
О чем говорит подписание Россией Конвенции о признании иностранных судебных решений по гражданским и торговым делам
17 ноября министр юстиции РФ Константин Чуйченко в рамках Гаагской конференции по международному частному праву подписал Конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений по гражданским или торговым делам. Генеральный секретарь ICC Russia (International Chamber of Commerce — Международная торговая палата)Татьяна Монэгэн — о сути этого документа и о том, почему его подписание важно для участников международной торговли в целом и российских компаний в частности.
Гаагская конвенция аналогично Нью-Йоркской конвенции в международном арбитраже регулирует признание и исполнение решений государственных судов по спорам с иностранным элементом, в частности российских и иностранных компаний. Ее цель — облегчение исполнения решений государственных судов, а также последовательная гармонизация подходов судов различных стран и унификация норм международного частного права.
Каково значение Гаагской конвенции для российской юрисдикции? Прежде всего результатом ее ратификации станет увеличение количества торговых дел с иностранным элементом и вовлечение большего числа российских юристов в их рассмотрение. Чем активнее будет развиваться направление, тем быстрее будут нарабатываться экспертиза и опыт российских специалистов в области МЧП и — что не менее важно — повышаться их известность за рубежом. Очевидно, что в будущем ратификация конвенции станет импульсом для развития данных практик, однако сегодня хочется поговорить не о будущем, а о настоящем.
Как генеральный секретарь Международной торговой палаты в России, в последние несколько лет я наблюдаю тренд, не менее губительный для международной торговли, чем пандемии, локдауны и энергетические кризисы. Я бы определила его как глобальное снижение договороспособности и открытости к диалогу — на уровне правительств ведущих экономик мира, руководств крупнейших международных корпораций и бизнеса в целом. Происходит это прежде всего из-за постоянного введения санкций против ряда стран и приводит не только к потере времени, денег и сил первых лиц компаний, драматически снижая эффективность переговоров с контрагентом. Результатом этого тренда становятся протекционизм, двойные стандарты и фокус на краткосрочные цели. Многие стараются заработать здесь и сейчас, отказавшись от долгосрочного стратегического сотрудничества и навязывая партнерам свои правила игры. История эта, конечно, не нова. Гораздо хуже, когда подобный подход становится новой нормой и транслируется «сверху».
Международная торговля не может успешно развиваться по правилам одной стороны, поскольку ее краеугольный камень — многосторонность, она же — баланс интересов сторон. Международная торговая палата более 100 лет не просто отстаивает позиции международного бизнеса в диалоге с правительствами и регуляторами различных стран, но и создает единые для всех участников стандарты, правила и торговые обычаи, облегчая тем самым достижение многосторонних договоренностей. Важную роль в этом процессе играет арбитражное разбирательство как альтернативный способ разрешения споров. Однако не каждое дело может быть рассмотрено в арбитраже. Позиция государственных судов, признание и приведение в исполнение решений иностранного суда в другой юрисдикции повышают критически важный для международного бизнеса уровень доверия к контрагенту и создают комфортные условия для торговли и инвестирования.
С этой точки зрения значение подписания Россией Гаагской конвенции трудно переоценить. Мы верим, что документ будет ратифицирован в скором будущем, однако уже сегодня можем говорить о позитивных сигналах, транслируемых Россией международному сообществу, о ее открытости к диалогу и установке на взаимовыгодное сотрудничество. Это особенно важно сегодня с учетом ущерба, нанесенного мировой экономике пандемией COVID-19 и постоянно возвращающимися локдаунами в той или иной стране. Унификация правовых норм и гармонизация подходов не просто шаг в направлении формирования единого правового поля для экспортеров, поднимающих через не могу экономику своей страны. Это фактор снижения рисков, которые, к сожалению, по остальным направлениям у международного бизнеса только растут.