Новогодние подарки рискуют задержаться
Как ситуация с мигрантами на белорусско-польской границе скажется на российском потребителе
Миграционный кризис спровоцировал многокилометровые очереди из фур. Сотни машин пытаются прорваться из Белоруссии в Польшу или Литву. Из-за сложившейся ситуации подарки россиян к Новому году могут надолго застрять на белорусской границе. Перевозчики стали перенаправлять фуры к другим КПП из-за закрытия пограничного пункта «Брузги». Однако те не справляются с потоком машин, а из-за мер предосторожности досмотр транспорта затягивается. В итоге перевозчики не могут рассчитать точные сроки доставки грузов и из-за этого вынуждены нести серьезные убытки. Подробности — у Владислава Викторова.
Пункт «Брузги-Кузница» Польша закрыла еще 9 ноября. Произошло это после того, как большая группа мигрантов пыталась прорваться через границу. Примерно тогда же у перевозчиков начались проблемы. Последние две недели большегрузы пытались попасть в Польшу через альтернативные пункты и в итоге сейчас, например, в районе КПП «Берестовица» выстроилась очередь более чем из 400 машин. Водители ждут по три-четыре дня, чтобы пересечь границу.
А в Брестской области Белоруссии в районе пункта «Козловичи» фуры заняли почти всю проезжую часть, рассказывает местная жительница Инна: «Я живу в километре от пограничной зоны. Там собралась огромная очередь из фур. Она растянулась на 15 км, а машины стоят даже не в один ряд. Грузовики скапливались перед КПП и раньше, но чтобы стояли постоянно — такого никогда не было.
Фуры я наблюдаю прямо из окна. Заторы возникали обычно в выходные дни, но быстро рассасывались. Сейчас водители стоят в пробках на границе по неделям».
Сложная ситуация и на белорусско-литовской границе. В районе пункта «Привалка» очередь растянулась на 12 км, и машины проходят досмотр еще медленнее. Водители стоят на обочине рядом с глухим лесом.
Магазинов и удобств там нет, а пограничники затягивают оформление грузовиков, говорит президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин: «Из-за скопления мигрантов пристальное внимание пограничники уделяют всем подвижным составам. Они смотрят, не забрались ли желающие нелегально пересечь границу в фуры.
Проверки проводятся более тщательно, из-за этого скапливаются очереди, а проблемы возникают у перевозчиков».
В итоге сейчас логистические компании не могут рассчитать точные сроки доставки грузов, что очень некстати, так как скоро Новый год, а значит, магазинам пора пополнять запасы товаров, говорит гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло. А если учесть, что через Белоруссию в Россию идет порядка 10% европейского импорта самых разных товаров, россияне рискуют остаться без подарков, а бизнес —получить убытки, отмечает господин Властопуло: «Спрос на транспорт в ноябре-декабре всегда повышен из-за поставок товаров к новогодним праздникам. Европа — крупнейший торговый партнер России. Грузы абсолютно разные: и бытовая техника, и оборудование, и товары народного потребления. Основной поток всегда шел через Белоруссию, потому что так выгоднее, быстрее. Все это, конечно, приводит к проблемам и росту цен на фрахты из Европы в Россию».
По оценкам Консультативного совета по иностранным инвестициям при российском правительстве, на простое одной машины бизнес теряет минимум €500 ежедневно. Все это неизбежно будет перекладываться в стоимость товаров. Поэтому участники рынка обратились к первому вице-премьеру Андрею Белоусову с просьбой вмешаться в ситуацию. В частности, они предлагают властям подготовить пограничные пункты в Латвии к увеличению грузопотока.
Впрочем, они все равно не выдержат наплыва фур, отмечает директор по развитию Free Lines Company Алексей Наджар. По его мнению, и такая подготовка займет много времени: «Российским и белорусским перевозчикам стоит озаботиться о получении разрешений на проезд через Латвию. Однако, во-первых, делается это не так быстро, во-вторых, количество таких пропусков ограничено. Ажиотаж еще возник и из-за слухов о закрытии границы. Если это случится, то, конечно, возникнут серьезные проблемы, а весь поток уйдет на Латвию, Россию и Эстонию: тогда простоять на КПП можно будет и неделю».
При этом польские власти заявляли, что при необходимости готовы и полностью закрыть границу с Белоруссией. Однако собеседники “Ъ FM” не верят, что до этого дойдет. По оценкам некоторых из них, ситуация должна разрешиться в ближайшие две недели. В противном случае миграционный кризис будет очень дорого стоить российскому потребителю.