ПВЗ на вырост
Доля доставки в пункты выдачи и постаматы в Сибири достигла 70% от общего объема
С ростом электронной торговли в Сибири развивается логистическая инфраструктура, в том числе количество пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и постаматов. По оценке Ozon, доля доставки в ПВЗ и постаматы на сегодняшний день в округе достигла 70% от общего объема. В сравнении с 2020 годом в ноябре 2021-го спрос на франшизы пунктов выдачи заказов в Сибири вырос в два раза. Таким образом, сегмент ПВЗ впервые вошел в тройку самых востребованных франшиз, потеснив заведения общепита.
В ноябре 2021 года доля доставки в ПВЗ и постаматы у некоторых интернет-площадок в Сибири достигла 70%. В Ozon рассказали, что по итогам прошлого года количество заказов в округе выросло в 3,7 раза по сравнению с 2019-м. Вместе с тем увеличились запросы на самовывоз. Эти способы доставки конкурируют с курьерской как минимум по двум причинам: более низкая стоимость и удобство получения, отмечают игроки рынка. «Сейчас ключевой канал доставки для наших клиентов — пункты выдачи заказов. Больше 70% клиентов выбирают его как основной»,— рассказала директор департамента по развитию партнерских логистических программ Ozon Rocket (логистический сервис Ozon) Денис Дьяченко.
В 2020 году сибиряки получили на 50% больше интернет-покупок и отправили на 82% больше посылок, чем в 2019-м. В 2021 году объемы продолжают расти сравнимыми темпами, при этом вес заказов вырос, отмечают в компании по доставке товаров Boxberry. «Соответственными темпами растет количество отделений ПВЗ: в 2020 году их число в Сибири выросло вдвое (по сравнению с 2019 годом), в 2021 году темпы замедлились, и рост составляет на сегодняшний день 13%. С одной стороны, это связано с тем, что сети уже достаточно развиты. Например, в Новосибирске 76 точек Boxberry. Новые пункты планируются с учетом загрузки существующих, так что при наполнении территории рост сети естественно становится менее интенсивным»,— говорит директор региональной сети Boxberry Александр Митурич.
В СДЭК оценили соотношение пунктов вывоза заказов и постаматов как неравное, превалирует все же первый вариант доставки. Через постаматы получают всего около 20% заказов. Доставка в постаматы связана с ограничениями по весу и габаритам, поэтому в некоторых товарных категориях даже не предлагается. «Постаматы — это глобальный тренд, когда клиент может забрать или отправить посылку без очередей, без долгих коммуникаций, в удобном месте и в удобное время»,— считает ведущий маркетолог отдела развития СДЭК Елена Баранова.
Регионы освоили пункты выдачи заказов и сегодня активно наращивают сеть постаматов. «Сибирь — тяжелый регион с точки зрения логистики. И на этой территории куда проще организовать доставку до конкретного ПВЗ, из которого клиенты смогут самостоятельно забирать свои товары, не подстраиваясь по времени под курьеров. К тому же в части труднодоступных регионов доставка до дома может быть затруднена и непредсказуема по времени. При этом курьерская служба не исключается из процессов: довольно распространена схема, когда курьер забирает посылку непосредственно из ПВЗ, расположенного в том районе, где проживает покупатель»,— комментирует директор «АТОЛ Мобильные решения» Олег Лиманский.
ПВЗ интересны тем, что сочетают в себе преимущества как e-commerce в части неограниченного ассортимента площадок, цен, доступности, так и традиционной розницы с легким возвратом, примеркой, частичным выкупом заказа, говорит генеральный директор службы доставки Hermes Russia Алексей Шулев.
Бизнес в аренде
Основная часть — более 70% профессиональных ПВЗ — работает на арендных площадях по модели франчайзинга, отмечают эксперты. Пандемия и локдаун сыграли на руку сегменту, и за 2020 год в Сибири спрос на франшизы ПВЗ и постаматов вырос почти в два раза, подсчитал сервис franshiza.ru. В 2021 году динамика роста сохранилась.
«Это недорогие франшизы, они попадают в самый популярный у покупателей франшиз инвестиционный сегмент до 600 тыс. руб. — это на сегодняшний день самая массовая по объему спроса категория»,— отмечает руководитель каталога франшиз franshiza.ru Анна Рождественская.
ПВЗ и постаматы — это относительно «пассивный» и легкий бизнес, основная функция партнера — соблюдать стандарты и поддерживать уровень обслуживания, не нужно вкладываться в развитие и рекламу бренда, в привлечение покупателей, в генерацию трафика и т.д. Конкуренция между Ozon и Wildberries усиливается, считает Анна Рождественская. «„Яндекс.Маркет“ предложил партнерскую схему на ПВЗ, „Сбер мегамаркет“ начал развивать ПВЗ, даже „Почта России“ смотрит в сторону ПВЗ. Wildberries наращивал собственное присутствие в регионах, после этого начал продавать действующие ПВЗ партнерам-франчайзи. Ozon выбрал другую стратегию и предложил партнерам-франчайзи открытие „с нуля“»,— добавляет госпожа Рождественская. Эти две сети являются лидерами спроса среди франшиз ПВЗ. Также популярны СДЭК, PickPoint, Boxberry.
В Сибири на сегодняшний день больше 1 тыс. фирменных пунктов выдачи Ozon, при этом 95% сети управляется партнерами-франчайзи за вознаграждение от оборота в точке. «При наличии хорошего помещения с комфортной арендной ставкой процесс открытия не является сложной задачей. Информация по оборудованию, мебели и технике легкодоступна. При этом все необходимое оборудование, кроме ремонта, расходы по которому можно разделить с арендодателем или попытаться компенсировать арендными „каникулами“, остается высоколиквидным, и его можно приобрести на вторичном рынке в профильных чатах и на форумах»,— считает Алексей Шулев.
При условии правильной локации ПВЗ может стать прибыльным со второго месяца работы, а в течение шести месяцев с момента запуска точки можно рассчитывать на возврат инвестиций, добавляет эксперт. Подключение максимального числа курьерских служб сокращает этот срок и увеличивает вознаграждение. Возможность оплаты при получении, примерочная и другие услуги также повышают доход.
«Тренд на франшизы ПВЗ, на мой взгляд, сохранится в ближайшие несколько лет, но сервис для конечных потребителей будет трансформироваться, будут добавляться новые услуги и опции. Основная проблема для франчайзи — небольшие охранные радиусы вокруг их ПВЗ, т.е. по мере развития клиентской базы в отдельно взятом районе отдельно взятого города или с целью укрепления позиции бренда головной офис может принимать решение об открытии по соседству второго и даже третьего ПВЗ»,— комментирует Анна Рождественская.
Впрочем, ряд крупных компаний меняет стратегию, уходит от модели партнерства и создает собственные точки выдачи заказов. Например, 5Post, дочерняя компания Х5 Retail Group, развивающая новые почтовые сервисы, объявила о запуске сети собственных пунктов выдачи заказов (ПВЗ). С их помощью 5Post предоставит потребителям дополнительные услуги: примерку, частичный выкуп, проверку заказа, упрощенный возврат, выдачу негабаритного и крупного товара. ПВЗ будут располагаться в магазинах торговой сети «Пятерочка». Аналогичной модели придерживается «Яндекс.Маркет» — молодой игрок на рынке маркетплейсов, который начал создавать свою сеть БПВЗ в конце 2020 года.
«Они не хотят быть зависимыми от планов и настроения партнера, чтобы быть уверенными, что не потеряют свою точку в любой момент. Дело не только в издержках. Важнее то, что покупатели привыкают к конкретной точке, постоянная смена помещений вызывает у них недовольство и снижает их лояльность. Все эти риски легко устраняются покупкой собственных помещений. Причем для ПВЗ не требуются большие пространства: 60 кв. м вполне хватит»,— полагает Олег Лиманский.
Алексей Шулев считает, что и партнерство продолжит развиваться, что обусловлено рядом причин. «Можно успешно презентовать совету директоров проект создания красивых и удобных пунктов выдачи, оформленных по брендбуку, с единым перечнем услуг и графиком работы. Такой проект несложно „«продать“ инициативным партнерам, которые видят в этом перспективу. Однако когда приходит время подводить итоги, то оказывается, что площадка в разы „переплачивает“ за собственную сеть либо у партнеров не сходится экономика, поскольку ни одна из точек не в состоянии обеспечить необходимый объем заказов. На это накладываются сложности с администрированием, перечислением наложенных платежей со стороны партнеров и прочие операционные проблемы, решение которых требует определенных усилий и времени»,— комментирует спикер.
От коробки до примерочной
Доля онлайн-торговли растет опережающими темпами, происходит перетекание покупателей в интернет. «Доля онлайн-продаж растет по всем категориям. Согласно статистике, одежда и обувь входят в топ самых покупаемых товаров в интернете. Это не локальный тренд, так происходит глобально. Так, например, в России доля интернет-продаж на рынке потребительских товаров, по данным АКИТ, в 2020 году составила 8,8%, доля интернет-продаж от общих оборотов fashion-рынка составила 22,6%»,— комментирует главный консультант по бизнес-технологиям в ритейле Fashion Consulting Group Наталья Чиненова
В 2022 году объем покупок в сети увеличится еще примерно на 30% по отношению к 2021-му. «Онлайн-шопинг уже стал устойчивой потребительской привычкой, особенно в крупных городах. В ближайшие несколько лет российские продавцы будут осваивать экспортное направление и выходить на рынки соседних стран, а доставка продолжит ускоряться»,— говорит Александр Митурич.
К 2025 году, по прогнозам FCG, рынок пунктов выдачи заказов и постаматов в России вырастет в два-три раза. При этом сами ПВЗ будут меняться в зависимости от запросов потребителей. Тенденция уже наблюдается на рынке. «На первом месте у покупателей сейчас санитарно-эпидемиологические требования: наличие дезинфекторов, отсутствие очереди, просторная зона, в которой клиенты находятся при выдаче заказа, и т.д. Опасаясь лишних контактов, покупатели теперь выбирают максимально быстрое обслуживание. В тех же Ozon и Wildberries значительно сократилось время выдачи заказа, к этому же будут стремиться и остальные игроки»,— считает Олег Лиманский.
Площади большинства «новых» ПВЗ также увеличиваются, точки переместилось на первую линию, имеют отдельный вход и хороший ремонт. «Движущей силой здесь выступают крупнейшие площадки, которые соревнуются между собой. При этом потребители — чистые выгодоприобретатели, поскольку вся эта инфраструктура является дотационной со стороны маркетплейсов и не перекладывается в полной мере на покупателей»,— говорит Алексей Шулев.
По данным Shopify на основании опроса покупателей e-commerce в 2020 году, 23% хотели бы видеть заметные вывески на ПВЗ и точные подробные инструкции на сайте компании, как найти постамат или ПВЗ по конкретному адресу; 28% — заявили, что скорость доставки в ПВЗ должна быть сокращена до одного дня; 29% — недовольны месторасположением пунктов и их количеством; 29% — ожидают дополнительного текстового уведомления о том, что их заказ доставлен в пункт выдачи.