ЗСЖД на пути развития
Дорога подводит итоги работы в год своего 125-летия
В этом году Западно-Сибирская железная дорога (ЗСЖД) отмечает юбилей. 125 лет назад, осенью 1896-го, был введен в эксплуатацию участок Транссибирской магистрали, протянувшийся от Челябинска до Кривощекова. Эта часть великого железнодорожного пути, соединившего европейскую часть России с востоком страны, и легла в основу сети Западно-Сибирской железной дороги. Итоги юбилейного года дороги говорят о том, что предприятие продолжает динамично развиваться, преодолевая трудности, связанные с пандемией COVID-19.
Состав инвестиций
В 2021 году ОАО «Российские железные дороги» продолжило масштабные инвестиции в развитие инфраструктуры ЗСЖД. Их объем к концу года составит 32 млрд руб. Эти средства в первую очередь вкладываются в обновление подвижного состава, обеспечение безопасности, повышение транспортной доступности населения, а также снятие инфраструктурных ограничений.
По данным ЗСЖД, на полигон железной дороги с начала года было поставлено 43 единицы тягового подвижного состава. В их числе 40 грузовых электровозов и три маневровых тепловоза. Кроме того, 700 млн руб. направлено на закупку и модернизацию путевой техники.
В начале ноября на сети ЗСЖД была завершена ремонтно-путевая кампания, призванная обеспечить на высоком уровне пропуск грузовых и пассажирских поездов. По ее итогам обновлено 473 км железнодорожного пути на важнейших станциях и перегонах.
«Опережающими темпами выполнены работы по строительству моста в Омской области через реку Омь на 27-м км линии Омск — Комбинатская. Там досрочно открыто движение по временной схеме. Данный объект находится в черте города Омска на однопутном участке и связывает Транссибирскую магистраль с нефтеперерабатывающим заводом»,— рассказал о ходе реализации одного из важнейших объектов 2021 года начальник ЗСЖД Александр Грицай.
В числе преимуществ нового мостового перехода он назвал повышенную надежность несущих конструкций. Она ориентирована на пропуск грузовых вагонов. Кроме того, на объекте установлены шумопоглощающие экраны.
Расходов в 4,5 млрд руб. потребовала модернизация оборудования и устройств электроснабжения. Она включает техническое перевооружение и реконструкцию устройств контактной сети, строительство тяговых подстанций, технологическое присоединение новых мощностей, внедрение современного электротехнического оборудования и повышение электробезопасности.
Например, новая микропроцессорная централизация стрелок и светофоров МПЦ-ЭЛ введена в эксплуатацию на станции Ояш в Новосибирской области. Она автоматизирует контроль и управление движением поездов, а также отслеживает состояние всех устройств и передает данные дежурному по станции. МПЦ-ЭЛ сменила оборудование, отработавшее около полувека.
Ударная стройка царской России
Участок Транссиба от Челябинска до Кривощекова строился рекордными для мировой практики темпами. Инженеры и рабочие уложились всего за три года. Протяженность участка составила 1,5 тыс. км. По подсчетам историков, ЗСЖД дала жизнь в общей сложности примерно 60 населенным пунктам. Новосибирск в короткие сроки превратился в крупнейший город азиатской части России. Омск, Барнаул, Томск, Кемерово с началом регулярного движения поездов получили новый импульс для развития. За 1897–1917 годы в Сибирь благодаря магистрали переселились более 10 млн человек.
Инфраструктурное сотрудничество
Если говорить о развитии инфраструктуры с привлечением средств грузоотправителей, то в текущем году реализован проект с ПАО «ТрансКонтейнер». Передано на баланс ОАО «РЖД» два пути необщего пользования на станции Клещиха, что позволило увеличить вагонооборот до 70 вагонов в сутки в точке присоединения.
Строительно-монтажные работы по развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования ведутся и на станции Линево, расположенной на юге Новосибирской области. В этом случае партнером ЗСЖД выступает крупнейший российский производитель металлургических углей АО «Сибантрацит». Примыкание пути необщего пользования позволит компании довести объем перевозки грузов до 8,5 млн т в год.
На станции Бирюлинская Кемеровского отделения ЗСЖД выполняются второй и третий этап развития железнодорожной инфраструктуры общего пользования. Контрагентом железнодорожников там выступает угледобывающее ООО СП «Барзасское товарищество». Предприятие вкладывает средства в примыкание пути необщего пользования и строительство приемо-отправочного пути с реконструкцией поста ЭЦ.
Стоит отметить и еще два крупных объекта со значительными объемами инвестиций грузоотправителей. На новосибирской станции Чик идут работы по присоединению железнодорожного пути необщего пользования ООО «НТТ» к инфраструктуре ОАО «РЖД». Проект предполагает строительство приемо-отправочного парка для строящегося транспортно-логистического центра. Вместе с контрагентом ООО «Газпромнефть-терминал» ЗСЖД работает над развитием железнодорожной инфраструктуры на станции Ишаново.
Погрузка потяжелела
Не менее важным направлением для ЗСЖД является динамичное развитие транспортно-логистического блока и предложение новых услуг грузоотправителям. В настоящее время более 4 тыс. компаний Западной Сибири доверяют свой груз железной дороге.
С января по октябрь 2021 года на Западно-Сибирской железной дороге было погружено 254,5 млн т грузов. Это на 3,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост зафиксирован по основным видам грузов. Объем погрузки угля увеличился на 4,3% (до 195,9 млн т), нефти и нефтепродуктов — на 1,6% (до 15,8 млн т), цемента — на 10,3% (до 2 млн т), лома черных металлов — на 17% (до 1,5 млн т) и т.д. Грузооборот на ЗСЖД за 10 месяцев достиг 261 млрд тарифных тонно-км, увеличившись на 8,9%.
«Отмечу тенденцию роста контейнерных перевозок, прежде всего в направлении Китая и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Помимо «привычного» Восточного направления, мы активно формируем контейнерные сервисы на Запад, и в Южном направлении»,— указал на тренды логистики Александр Грицай.
Как подчеркнули в ЗСЖД, на дороге для работы с крупнотоннажными контейнерами открыто в общей сложности 38 станций. Шесть из них — в этом году: три в Новосибирской области (Барабинск, Новосибирск Южный и Чемской), две в Омской (Мариановка и Московка) и одна в Алтайском крае (Сарайский).
ЗСЖД развивает сервис «зерновой экспресс», который предполагает ускоренную доставку сибирского зерна к российской границе для последующего экспорта. Традиционными пунктами назначения для таких составов являются порты Новороссийска и Санкт-Петербурга. Но все большее распространение получают зерновые экспрессы, идущие на восток. За девять месяцев года «ИП Сулейменов У.Х.» отправило во Владивосток со станции Карбышево-1 Омской области восемь таких поездов. Новосибирский «Татарскзернопродукт» сформировал четыре поезда для Монголии, которые проделали путь от станции Татарская до международного пункта пропуска Наушки в Республике Бурятия. Алтайское ООО «Каменский элеватор» — четыре поезда для Китая через Забайкальск. В общей сложности в этом году ускоренной доставкой (зерновые, грузовые и международные экспрессы) отправлено уже более 1 тыс. контейнерных поездов.
«В условиях ограничений в пропускной способности участков и направлений хорошую эффективность показывает технология вождения объединенных контейнерных поездов. За девять месяцев по дороге пропущено 4,96 тыс. объединенных контейнерных поездов, что превышает уровень всего 2020 года на 22,5%»,— отметили также в пресс-службе ЗСЖД.
Согласно подсчетам, проведенным специалистами дороги, условный экономический эффект за счет высвобождения локомотивов и локомотивных бригад составил более 190 млн руб. Кроме того, были сэкономлены теплоэнергоресурсы в размере 60,7 млн руб.
Одновременно развиваются и контрейлерная перевозка, организацию которых ЗСЖД начала одной из первых в России. Такие перевозки позволяют объединить возможности автомобильного и железнодорожного транспорта, что привлекает на сеть РЖД дополнительный грузопоток. В 2021 году для осуществления контрейлерных перевозок была заметно расширена терминальная база. Отправки осуществляются на станции Московской и Октябрьской дорог, утвержден маршрут в Якутию сообщением Клещиха — Нижний Бестях. С начала года отправлено 72 контрейлера, и спрос на услугу стабильно растет.
«Отмечу, что вызовы пандемии открыли для нас и для бизнеса новые виды деловой коммуникации. Многие вопросы мы стали решать в режиме онлайн. На текущий момент в личном кабинете клиента «РЖД Груз 2.0» зарегистрировано 1,6 тыс. компаний Западной Сибири, и это число постоянно увеличивается, ежемесячно оформляется более 700 тыс. электронных документов»,— сказал Александр Грицай. По его словам, развитие транспортно-логистического комплекса и новые решения и услуги по организации доставки грузов, а также переход на цифровое взаимодействие заметно расширили число потребителей услуг ЗСЖД.
За два последних года к числу клиентов магистрали добавились более 600 предприятий малого и среднего бизнеса, ранее не работавших с железной дорогой.
Железнодорожное единство пяти регионов
Западно-Сибирская железная дорога является территориальным филиалом ОАО «Российские железные дороги». Протяженность сети, находящейся в ее ведении, составляет 9,2 тыс. км. Она располагается на территории Омской, Новосибирской, Томской и Кемеровской областей, а также Алтайского края. В зоне действия ЗСЖД насчитывается более 300 станций и раздельных пунктов. На предприятии работает около 55 тыс. сотрудников. С мая 2018 года начальником ЗСЖД является Александр Грицай.
Вернуть пассажиров
Восстановление пассажиропотока, который упал в период пандемии коронавируса, идет сложнее. Но ЗСЖД удалось его стабилизировать и даже превысить объем перевозок прошлого года.
За 10 месяцев по Западно-Сибирской железной дороге совершили поездки 32,6 млн пассажиров. При этом объемы дальних перевозок возросли на 28,7% (3,4 млн пассажиров), пригородного сообщения — на 10% (29,2 млн).
Дорога продолжает реализовывать значимые проекты в пассажирском комплексе. Для Новосибирска таковым стал ввод в эксплуатацию остановочной платформы Пригородный простор. По сути, это первый шаг в реализации масштабного проекта «Городская железная дорога». Сегодня среднесуточный пассажиропоток составляет здесь от 900 до 1000 пассажиров. Учитывая такие результаты, с вводом нового графика движения на всей сети железных дорог с 12 декабря 2021 года количество маршрутов до Пригородного простора будет увеличено.
Системно на полигоне дороги реализуются мероприятия по обновлению вокзальных комплексов. Особенно насыщенным оказался прошлый год, когда для пассажиров были открыты шесть обновленных вокзалов. В настоящее время продолжается строительство транспортно-пересадочного узла на станции Бердск, в ближайших планах — реконструкция вокзалов на станциях Сузун и Барнаул. На пяти вокзальных комплексах дороги внедрены автоматические камеры хранения багажа, которыми может воспользоваться пассажир без помощи багажного кассира, еще на 11-ти установлены современные информационно-справочные системы.
Пригородные компании-перевозчики активно поддерживают внутренний туризм, реализуют образовательные и тематические экскурсионные программы, развивают цифровые сервисы. Доля электронных продаж билетов в пригородном сообщении составляет уже 19% — рост к уровню прошлого года более чем в полтора раза. Компания «Экспресс-пригород» на 11 станциях Новосибирского региона установила терминалы быстрой оплаты, через которые при помощи банковской карты можно мгновенно оплатить поездку на электропоезде. За четыре месяца, прошедших с их запуска, пассажиры оформили с их помощью почти 30 тыс. билетов.
Молодость в 125 лет
Свое дальнейшее развитие ЗСЖД во многом связывает и со своим кадровым потенциалом. Большую роль в его подготовке играет выстроенная система, включающая школы-интернаты, опорные школы, университетские комплексы, центры повышения квалификаций. Во многом благодаря этой системе дорога остается «молодой». Доля работников в возрасте до 35 лет составляет 41% от общей численности персонала. Только в 2021 году распределение в структурные подразделения, расположенные в границах железной дороги, получили более 1 тыс. выпускников вузов и техникумов. Большая работа ведется и в части подготовки рабочих кадров.
Как и 125 лет назад ЗСЖД остается надежным каркасом, поддерживающим развитие Западной Сибири.