Развернутый уголь
«Эльгауголь» притормозил вывоз с Огоджинского месторождения ради Эльгинского
Ограничения транспортной инфраструктуры начинают прямо влиять на добычу угля в России. Так, «Эльгауглю» пришлось остановить работу на Огоджинском месторождении, чтобы обеспечить вывоз продукции со своего ключевого Эльгинского проекта. Возможности отправок угля ограничены недостаточной пропускной способностью Восточного полигона на фоне трехкратного роста добычи на Эльге.
В «Эльгаугле», входящем в «А-Проперти» Альберта Авдоляна, сообщили “Ъ”, что компания заморозила добычу на Огоджинском угольном месторождении, чтобы продолжать наращивать темпы вывоза угля Эльгинского месторождения в условиях ограниченной пропускной способности Восточного полигона. «Это решение — непростое для экономики Огоджинского проекта»,— признал представитель компании.
Сугодинско-Огоджинское месторождение в Амурской области находится под управлением «Эльгаугля». Это крупнейшее угольное месторождение на Дальнем Востоке, суммарные запасы и ресурсы составляют 2,8 млрд тонн углей марок Г, СС, Т и А. «А-Проперти» планировала уже к 2023 году нарастить добычу на Огоджинском месторождении с 1 млн до 10 млн тонн.
По данным Argus, «Эльгауголь» в третьем квартале увеличил поставки на восток с Эльги почти втрое, до 3,8 млн тонн. Сама компания сообщала о росте отгрузок в первом полугодии почти вчетверо, до 7,5 млн тонн. Такой рост поставок усугубил проблему нехватки железнодорожных мощностей на Восточном полигоне, которая обострилась также из-за временной остановки движения в июле после обрушения моста в Забайкальском крае.
По данным РЖД, которые имеются в распоряжении “Ъ”, поставки угля из Амурской области (в этом регионе отправки с расположенной в южной Якутии Эльги попадают на общую сеть ОАО РЖД) выросли за январь—октябрь на 313%, с 2,8 млн до 11,5 млн тонн. Таким образом, 98% поставок из Амурской области пришлись на уголь Эльги.
«Поставки с Эльгинского месторождения высококачественного коксующегося угля могли быть еще больше, но мы ограничены нормой правил недискриминационного доступа (к железнодорожной инфраструктуре.— “Ъ”), которую строго соблюдаем»,— говорит представитель «Эльгаугля».
ОАО РЖД обеспечивает рекордные объемы вывоза угля в восточном направлении, заверили “Ъ” в монополии. Погрузка экспортного угля в порты Дальнего Востока выросла за январь—октябрь на 2,7%, до 79,7 млн тонн. С начала ноября (за 23 дня) рост составляет уже 7,1% к аналогичному периоду прошлого года, до 6,1 млн тонн. Погрузка угля в границах Дальневосточной железной дороги за десять месяцев года выросла в 1,6 раза, до 25,3 млн тонн. По словам представителя ОАО РЖД, значительный вклад в рекордный показатель внесла погрузка якутских углей Эльгинского месторождения. «С учетом высокой востребованности восточного направления РЖД при согласовании заявок работает в строгом соответствии с правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре, определяющим очередность доступа к дефицитной пропускной способности»,— заявили там.
«А-Проперти» планировала в 2023 году увеличить добычу угля на Эльге до 45 млн тонн ежегодно, расширить провозную способность железнодорожного пути Эльга—Улак до 30 млн тонн и построить перевалочные мощности в акватории порта Ванино. По итогам года на Эльге планируется добыть 18 млн тонн. Одним из вариантов решения проблемы вывоза угля Эльги было строительство собственной железнодорожной нитки до Охотского моря, но в правительстве этот вариант не нашел поддержки.
По мнению управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, в обозримом будущем проблема вывоза эльгинского угля, вероятно, будет решаться через заключение соглашения между ОАО РЖД и Якутией о гарантированных объемах поставок. Временно снять остроту в распределении мощностей Восточного полигона, по его мнению, могло бы снижение цен на уголь в Китае.