Культурный код Урала
Большое количество действующих и бывших предприятий в Свердловской области создают основу для развития промышленного туризма. Власти региона отмечают положительный социально-экономический эффект от такого вида туризма и разрабатывают новые маршруты. Сами предприятия охотно развивают промышленный туризм, так как это соответствует принципам устойчивого развития (ESG), а также является каналом коммуникации с обществом, способом улучшения имиджа, повышения инвестиционной привлекательности и привлечения молодых кадров.
Бренд региона
Предпосылки для развития индустриального туризма были заложены еще в конце прошлого века, когда на Урале появился первый в России музей-завод — Нижнетагильский железоделательный и чугуноплавильный завод династии российских предпринимателей Демидовых. С тех пор количество таких объектов только увеличивалось.
Когда встал вопрос о развитии Свердловской области как территории туризма, региональные власти и Федеральное агентство по туризму решили сконцентрировать внимание именно на наследии горнозаводской промышленности и, основываясь на нем, формировать уникальный бренд Урала. Согласно стратегии развития внутреннего и въездного туризма до 2035 года, «аутентичность Свердловской области, сформировавшуюся за счет промышленности, можно успешно трансформировать в продукты для любой целевой аудитории», а действующие металлургические, машиностроительные и высокотехнологичные предприятия представляют особую ценность и интерес с точки зрения въездного туризма.
За девять месяцев 2021 года туристический поток в Свердловской области вырос на 36,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Регион посетило более 1 млн человек.
На Урале уже действуют более 50 индустриальных туристических маршрутов. Министерство инвестиций и развития Свердловской области совместно с Агентством стратегических инициатив разрабатывают новые промышленные маршруты на десять предприятий региона. «Экскурсионные программы позволяют увидеть историю Среднего Урала — от старейших заводов до технологий последнего поколения. Дальнейшее развитие промышленного туризма окажет мультипликативный социально-экономический эффект для Свердловской области»,— подчеркнула министр Виктория Казакова. Помимо этого, к запуску готовится маршрут «Горнозаводская цивилизация: Демидовский маршрут».
По данным заведующей кафедры туристического бизнеса и гостеприимства УрГЭУ, кандидата экономических наук, доцента Ольги Ергуновой, около 70% россиян считают, что предприятия нашей страны морально устарели, а 60% — сомневаются в качестве сырья, оборудования и точности соблюдения производственных процессов. «Слабая информированность населения о модернизации производств, низкая популярность и престиж рабочих профессий среди молодежи и отток молодых кадров — это вызовы, которые стоят перед областью. И решить их можно, в том числе, с помощью промышленного туризма»,— отметила она.
К истокам
Сохранившееся наследие горнозаводской промышленности активно внедряется в туристическую деятельность. Так, с 2017 года под Нижним Тагилом развивается туристско-рекреационный кластер «Гора Белая», на территории которого находятся объекты индустриального туризма. Например, Черноисточинский железоделательный завод, в цехах которого создан креативный кластер «Арт-резиденция», действует единственный на Урале музей наличников, гончарная мастерская и кукольный театр. Помимо этого, в поселке Висим, селе Сулем и деревне Усть-Утке сохранились артефакты Висимо-Уткинского железоделательного завода, Висимо-Шайтанского железоделательного и чугуноплавильного завода, пристаней — раньше от них отходили барки с металлом, сейчас здесь туристы отправляются на сплавы по реке Чусовая.
Как рассказали в управляющей компании кластера, для поддержания туристического потенциала объектов создаются маршруты, навигация и аудиогиды, чтобы люди могли самостоятельно приехать и в индивидуальном формате изучить историю родного края. В этом году туркластер «Гора Белая» совместно со свердловским министерством инвестиций и развития и международным Демидовским фондом разработали проект «Открытые экспедиции», посвященный изучению индустриального наследия и истории промышленных династий Урала. Более 500 участников экспедиций в сопровождении экскурсоводов посетили свыше 30 объектов горнозаводской цивилизации. После этого каждый из них заполнил чек-лист, оценив по пятибалльной шкале сохранность объектов, а также наличие и состояние инфраструктуры. На основании результатов управляющая компания кластера сформировала топ мест, которые могут стать частью самобытных туристических маршрутов. Также будет сформирована карта современной «горнозаводской цивилизации», которая, по мнению управляющей компании туркластера, станет драйвером развития промышленного туризма в Свердловской области.
«Кроме этого, информация, собранная в ходе экспедиций, будет использована при формировании концепции тематического шоу-парка горнозаводской цивилизации, который планируется построить в поселке Висим. Парк площадью 30–40 га позволит оживить историю Урала. В основе парка будут уникальные реконструкции ключевых исторических событий: дневные и вечерние шоу и представления на воде»,— рассказал генеральный директор управляющей компании туристического кластера «Гора Белая» Леонид Гункевич.
Туризм как канал коммуникации
Следование принципам ESG накладывает на промышленные компании определенные обязательства. Под влиянием внедрения экологических и социальных программ взгляд предприятий на культуру и туризм меняется. Теперь вложение в них сил и ресурсов воспринимается не как неэффективные расходы и дополнительные издержки, а как способ всестороннего развития и адаптации территории присутствия и ее жителей к крупному бизнесу. «Промышленный туризм — это понятный канал коммуникации с людьми. В сознании населения стереотипы о производстве меняются медленнее модернизации оборудования. Развивая промышленный туризм, мы решаем важную коммуникационную задачу, развенчиваем мифы, демонстрируем свою открытость перед обществом и повышаем узнаваемость бренда»,— пояснили в пресс-службе «Сибура».
«Русал», «Евраз» и «Сибур» организовывают на своих производственных площадках экскурсии, в том числе профориентационные — для школьников и студентов. В рамках Всероссийского акселератора промышленного туризма «Евраз НТМК» и «Евраз КГОК» планируют организовывать экскурсии для всех желающих, стартовой точкой маршрута станет «Старый Демидовский завод».
Важную роль в формировании корпоративной культуры и сохранении промышленного наследия региона играют музеи. Одним из ярких примеров синергии изучения горнозаводской промышленности и современного производства является опыт Трубной металлургической компании (ТМК). Заводы ТМК можно считать первопроходцами в развитии промышленного туризма в России: на Таганрогском металлургическом заводе («Тагмет») ознакомительные экскурсии проводились с самого основания, еще 125 лет назад, на Северском трубном заводе в Полевском промышленный туризм стал развиваться с конца 2000-х годов. Тогда после завершения реконструкции сталеплавильного производства на территории предприятия был открыт корпоративный музей «Северская домна» — единственный в Европе комплекс с сохранившимся металлургическим оборудованием XIX и XX веков.
В этом году в музее в тестовом режиме был запущен проект «Заводись, мы едем на завод!», в рамках которого порядка 500 человек посетили на предприятии горячие цеха —электросталеплавильный и трубопрокатный. Чтобы сломать стереотипы и показать современную, высокотехнологичную и экологичную металлургию, экскурсии на производство сделают регулярными. «“Северская домна” постоянно расширяется. Сейчас на площадке ведется реконструкция, обновляется экспозиция, расширяются пространства для организации масштабных культурных проектов. В 2022 году музей станет одним из основных пунктов нового туристического маршрута, который познакомит гостей не только с историческим, но и с действующим производством»,— пояснил генеральный директор ТМК Игорь Корытько.
Однако улучшению имиджа и инвестиционного потенциала компании, демонстрации ее промышленного лидерства и укреплению корпоративного духа может помешать ряд факторов, которые сдерживают развитие индустриального туризма. Например, невозможность допуска неподготовленных туристов на некоторые объекты из-за класса опасности или засекреченности. Еще одним барьером является вопрос защиты конфиденциальных данных, которые связаны с производственным процессом, ведь утечка такой информации может нести определенные риски для развития компании на конкурентном рынке.
Культура проникает на заводы
Современное искусство стало еще одним способом популяризации промышленного туризма и переосмысления наследия горнозаводской цивилизации. В рамках Уральской индустриальной биеннале предприятия совместно с деятелями искусств раскрывают культурный потенциал промышленных объектов. В программе традиционно участвуют многие крупные уральские предприятия, среди которых «Ураласбест», Уралмашзавод, «Уралтрансмаш», Уральский оптико-механический завод (УОМЗ, входит в холдинг «Швабе» госкорпорации «Ростех»), «Сибур», ТМК и другие.
В этом году одной из «фишек» Уральской биеннале стала выставка, которая проходила на действующем производстве УОМЗа. Впервые режимный объект был открыт для публики в 2019 году. Тогда гости и участники выставки смогли увидеть высокоточное промышленное производство. «В этом году мы предоставили более 2 тыс. кв.м нового суперсовременного цеха автоматизированного механообрабатывающего производства УОМЗа. Это создало особую атмосферу и подарило незабываемые эмоции», — подчеркнула директор по коммуникациям госкорпорации «Ростех» Екатерина Баранова.
Организаторы Уральской биеннале отмечают высокий спрос на программу индустриальных маршрутов среди жителей области и туристов из других регионов. «Индустриальные площадки как правило имеют особый режим посещения. Зачастую туристов привлекает именно эта атмосфера закрытости, так как в отличие от музеев в обычной жизни туда не всегда можно попасть. Это всегда история про эксклюзивность, поэтому интерес к ней растет с каждым годом»,— пояснила продюсер программы арт-резиденций и куратор арт-индустриальных маршрутов 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства Анна Акимова.
По ее словам, для многих промышленных предприятий организация туристического маршрута на своей площадке является новым вызовом, который требует организации логистики, а также проработки вопросов и содержания самой экскурсии. «Зачастую индустриальное наследие только сейчас начинает осмысляться как нечто ценное и интересное, особенно это касается советских и современных предприятий,— отметила госпожа Акимова.— Практика биеннале доказывает, что каждое производство само по себе уже обладает уникальным контекстом и потенциалом для формирования на своей базе маршрута или объекта показа, для этого не обязательно иметь за плечами многовековую историю или статус объекта культурного наследия».
Команда Уральской индустриальной биеннале при поддержке Федерального агентства по туризму запустила разработку первого мобильного приложения, которое собирает в маршруты индустриальные точки по всему региону. Как рассказали в пресс-службе биеннале, в приложении будет собран не только опыт, наработанный пятью годами работы выставки, но и опыт компаний-партнеров. Предполагается, что приложение позволит проанализировать востребованность тех или иных объектов, а также расширить и углубить туристическую карту индустриального наследия края.