«В Исландии и Японии для подогрева используют свободное тепло»
Дмитрий Гронский — о способах борьбы с гололедицей на дорогах
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Гронский рассказывает о том, как в разных странах решают проблему с обледеневшим дорожным покрытием зимой.
В среду в Москве выпал первый серьезный снег, и город опять встал в десятибалльных пробках. То есть у водителей было время порассуждать о том, как именно надо бороться с этим видом осадков. Надо ли как раньше лить на асфальт реагенты или сыпать на дорогу гранитную крошку, как это делают в Скандинавии или штате Мичиган.
За границей еще и не такое бывает — например, асфальт с подогревом. В Исландии и Японии для этого используют так называемое свободное тепло, то есть пускают по трубкам под дорожным полотном пар из геотермальных источников, разумеется, не везде, а только на наиболее опасных участках — на крутых уклонах дороги или поворотах.
А в штате Айдахо, например, сейчас испытывается Solar Roadways — модульное «умное» дорожное покрытие с интегрированными в него солнечными батареями, светодиодами и электроникой. В эти панели встраиваются нагревательные элементы с постоянным током 48 вольт. На такой дороге снег сразу тает, а лед не образуется.
Стоит правда все это так дорого, что в условиях нашей страны, например, дешевле нанять армию дворников, которая будет дежурить в три смены. В той же Америке экспериментируют и с бетоном, в верхний слой которого интегрирована электропроводящая арматура.
Впрочем, уверен, что и у нас что-то оригинальное вскоре придумают. Последние восемь лет поиском эффективных противогололедных средств занимались сотрудники Института энергосберегающих технологий, работающего в городе Краснокамск в Пермском крае. В октябре этого года было принято решение переименовать учреждение в НИИ зимних технологий и инноваций, для краткости — Институт Зимы.
Звучит, согласитесь, поэтично — сразу почему-то вспоминается волшебный институт из фильма «Чародеи», Министерство любви у Оруэлла или Министерство счастья, которое год назад предложил создать губернатор Камчатки. С другой стороны, если смена названия уменьшит зимние пробки в городах, то почему бы и нет.