Проверка слуха
Современные мифы: правда или фейк?
Просил ли Исаак Ньютон закрыть форточку в британском парламенте? Говорил ли Альберт Эйнштейн, что человеческая глупость бесконечна? И как во времена РСФСР относились к женщинам? Об этом — в специальном проекте “Ъ FM” и «Проверено.Медиа».
Один для всех
Андрею Стаханову пришлось взять имя Алексей из-за опечатки в газете «Правда»?
Согласно популярной легенде, самый известный шахтер Советского Союза был вынужден сменить имя из-за ошибки в главной газете страны: журналисты решили, что А. Стаханов — это Алексей, и напечатали неправильное имя. А когда ошибку обнаружили, Сталин якобы заявил: «Газета "Правда" ошибаться не может». А потому шахтеру пришлось поменять паспорт и стать Алексеем.
Если обратиться к заметке в «Правде» от 2 сентября 1935 года, то в ней ударник назван просто «товарищем Стахановым», без имени. Выходит, что если рекордсмена и «переименовала» статья в «Правде», то как минимум не первая. Около десяти лет назад украинские журналисты встречались с младшей дочерью Стаханова Виолеттой. Она родилась в 1940 году, то есть когда имя ее отца уже было известно стране, но женщина не припомнила, чтобы Стаханова в семье назвали Андреем, для всех родственников он был Лешкой. У всех его детей было отчество Алексеевичи, и никто из близких никогда не говорил о каком-то переименовании.
Ваш браузер не поддерживает видео
Откуда же тогда появилась история о новом имени Стаханова? Дело в том, что за несколько лет до Стаханова в Донбассе прогремело имя забойщика Изотова. И именно с ним и произошел курьез с подменой имени: журналист «Правды» по ошибке назвал его в статье Никитой, хотя тот был Никифором. Спустя год Никифор оказался в Москве на приеме у Серго Орджоникидзе, который обратился к нему по имени Никита. Рабочий поправил, но партийный деятель ответил: «Хотите знать мое мнение? Славное имя — Никита». В итоге собеседники сошлись на том, что пусть лучше Изотов останется Никитой.
Таким образом, настоящим фигурантом истории про смену имени оказался другой донецкий шахтер, а Стаханов попал в нее, по всей видимости, из-за эффекта ложной памяти, после чего байка обросла новыми подробностями.
Вердикт — скорее всего, неправда.
Парламентские речи
Просил ли Исаак Ньютон в своей единственной речи в британском парламенте закрыть форточку?
Согласно популярной легенде, великий ученый взял слово лишь один раз, однако к государственным делам его реплика не имела никакого отношения — он лишь пожаловался на сквозняк в зале заседаний.
Действительно, физик и астроном избирался в Палату общин дважды и оба раза от Кембриджского университета. На момент второго срока Ньютон уже занимал заметную должность смотрителя, а затем и директора Королевского монетного двора. Тем не менее, активным политиком его назвать сложно. Он не отличался общительностью и, как свидетельствовали современники, «замыкался в мыслях, мало говорил в компании, так что беседовать с ним было неприятно». Известно, что Ньютон отметился тремя законодательными инициативами в свой первый срок, а во время второго срока внес и пролоббировал поправки по продлению действия закона о предотвращении подделки монет.
Архивы не сохранили ни одного выступления Исаака Ньютона в его бытность парламентарием, включая заявление о форточке. Однако, например, доподлинно известно, что в 1714 году Ньютон и его коллега-астроном Эдмунд Галлей выступили в Палате общин на тему определения географической долготы в открытом море. Также в литературе нередко упоминаются его доклады для парламентариев, которые вполне могли зачитываться и лично автором.
Кроме того, нельзя забывать о случае, когда Ньютон продвигал законопроект собственного авторства о фальшивомонетничестве: по негласным традициям, он должен был представить документ лично. Из всего этого можно сделать вывод, что история о форточке — не более чем исторический анекдот, хоть и основанный на подлинном характере ученого.
Вердикт — скорее всего, неправда.
Высоко сижу — далеко гляжу
Были ли в финской армии во время Зимней войны снайперы-«кукушки», стрелявшие с деревьев?
Когда и кто впервые употребил термин «кукушка», установить не удалось. Однако его довольно часто использовали авторы воспоминаний о том конфликте. В частности, стрельба финских автоматчиков с деревьев описана в сборнике «Бои в Финляндии», изданном в 1941 году. Несколько солдат противника устроили огневые точки на деревьях, расположившись в подвесных «люльках».
Действия замаскированных снайперов, автоматчиков и даже пулеметчиков, которые открывали внезапный огонь по красноармейцам, отмечали многие авторы сборника. Встречаются финские «кукушки» и в воспоминаниях высшего командного состава Красной армии. При этом в апреле 1940 года на совещании, посвященном обсуждению уроков советско-финляндской войны, никто из выступавших военачальников не упоминал «кукушек» как массовое явление.
Современный финский историк Охто Маннинен называет «кукушек» одним из мифов Зимней войны. Он пишет: «Никто не встречал ветеранов, которые вспоминали бы, как они лазили по деревьям. Маловероятно, чтобы солдата заставляли залезать на дерево, ибо у него всегда должна быть возможность отступить».
Тем не менее, говорить о полном отсутствии подобной практики у финских военных нельзя. Примеры стрельбы с деревьев или внезапного обстрела снайперами можно встретить в сборнике 1970 года, посвященном участию пограничников в финской кампании. Любопытно, но слово «кукушка» там не используется ни разу, зато употребляется термин «глухарь» в обозначении вражеского снайпера, спрятавшегося в ветвях.
Скорее всего, отдельные эпизоды применения этой тактики постепенно свелись в коллективной памяти к «кукушкам», которыми называли всех финских солдат, эффективно и неожиданно стрелявших не только с деревьев, но и с хорошо замаскированных позиций на земле.
Вердикт — это полуправда.
За гранью бесконечности
Говорил ли Альберт Эйнштейн: «Только две вещи бесконечны — Вселенная и человеческая глупость. Но я не уверен насчет первого»?
По данным портала Quote Investigator, самое раннее упоминание этого оборота в печатных источниках — книга психиатра Фредрика Перлса, вышедшая в 1942 году. Причем звучит он не как прямая цитата, а как отсылка к мысли «одного великого астронома», который якобы говорил о бесконечности Вселенной и человеческой глупости. «Эйнштейн,— продолжает Перлс,— доказал, что Вселенная конечна». При этом в своих более поздних работах, изданных уже после смерти автора теории относительности в 1955 году, Перлс начинает называть именно Эйнштейна автором фразы.
Более того, очень похожие выражения можно встретить в текстах, появившихся до книги Перлса. В журнале 1915 года приводится цитата французского философа Эрнеста Ренана: «Не звезды дают представление о бесконечности, но глупость человека». При этом высказывание Ренана встречается в разных вариантах и не обнаруживается в его собственных текстах. В 1880 году Ги де Мопассан опубликовал цитату из письма Гюстава Флобера: «Земля имеет свои границы, а человеческая глупость безгранична!»
Итак, с большой степенью уверенности можно утверждать, что фразу приписал Эйнштейну именно Перлс. Вероятнее всего, психиатра подвела собственная память, в которой за почти 30 лет фраза «великого астронома» превратилась в слова великого физика, при этом дополнилась уточнением о неуверенности по поводу безграничности Вселенной.
Вердикт — неверная атрибуция цитаты.
Политика партии
После революции большевики попытались обобществить женщин?
Согласно распространенному убеждению, после революции 1917 года новая власть предприняла попытку разрушить институт церковного брака и сделать социалистических женщин общими. От комсомолок якобы требовали без колебаний отдаваться комсомольцам, а каждому партийцу полагались талоны на обладание соратницами.
Если обратиться к прессе 1918 года, то окажется, что на тему угнетения русских женщин писали немало, особенно на Западе. В частности, там встречались заголовки вроде «Большевики обобществляют женщин, накладывая табу на создание семьи», «Полигамия по-советски» и «Социализм узаконил проституцию». Один из американских журналистов прямо заявил в Сенате, что большевики выпустили декреты, которые уничтожили брак и ввели так называемую свободную любовь.
Правда, к официальным документам советского правительства эти «распоряжения» не имели никакого отношения. «Декрет об отмене частного владения женщинами» в феврале 1918 года от имени анархистов опубликовал саратовский трактирщик Михаил Уваров — якобы вследствие социального неравенства «все лучшие экземпляры прекрасного пола» находятся в собственности буржуазии, чем нарушается «правильное продолжение человеческого рода». Соответственно, эту несправедливость нужно исправить и перевести женщин в статус «народного достояния». Было это написано в шутку или всерьез, неизвестно. Спустя несколько месяцев боевики-анархисты в отместку за этот документ убили Уварова в его собственном заведении.
Но в том или ином виде «Декрет об обобществлении женщин» затем неоднократно всплывал по всей РСФСР, что позволило белогвардейцам взять его на вооружение для агитации против советской власти, в итоге слухи докатились даже до американского Сената. Сами же большевики к подобным безнравственным идеям относились резко отрицательно. Известно, что сам Владимир Ленин требовал от чекистов незамедлительно проверять сигналы о нарушениях прав женщин и жестко наказывать возможных виновных.
Вердикт — это неправда.