«Должность практически расстрельная»
Дмитрий Дризе — о смене главы ФСИН
Федеральную службу исполнения наказаний возглавил генерал-полковник полиции, замминистра внутренних дел Аркадий Гостев. Бывший директор — выходец из ФСБ Александр Калашников — отправлен в отставку. По данным источников «Интерфакса», кадровое решение принято в связи с инцидентами в СИЗО и колониях Саратовской области и других регионов. Данные события имели большой общественный резонанс. Однако в официальном сообщении пресс-службы Кремля причины не указываются. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает должность главы ФСИН практически расстрельной.
Решение выглядит, с одной стороны, логичным, с другой — неожиданным. По крайней мере, его никто не ждал сейчас. Возможно, именно поэтому его и приняли. После обнародования столь серьезных компрометирующих данных о пытках в колониях, по идее, директор должен сам подавать в отставку, причем немедленно.
Но у нас подобное не практикуется. Более того, есть общепринятая точка зрения, что Кремль никого не увольняет под давлением. В принципе, именно так и случилось: отставка произошла после определенной паузы, когда ее никто особо уже и не ждал. И вроде бы господин Калашников сам попросился. Это также логично — лучше инициировать отставку самому, не ждать, когда тебя «уйдут». Всем от этого проще.
Естественно, существует много разных версий, кому это надо, кто за всем этим стоит. Есть и предположения, что все эти шокирующие данные всплыли неспроста. Между тем существует определенная традиция последних лет, когда во ФСИН командируется представитель определенной «силовой башни».
Александр Калашников представлял ФСБ, его предшественник — ФСО, а нынешний — Аркадий Гостев — МВД. Выходцы из милиции самые частые назначенцы в тюремное ведомство после его реорганизации в нынешнем виде. Гостев — третий. Причем занимавший эту должность в 2009-2012 годах Александр Александрович Реймер получил срок за коррупцию.
Действительно, Федеральная служба исполнения наказаний — организация сложной судьбы. Нельзя сказать, что в руководстве страны нет понимания, что дела там обстоят не лучшим образом.
ФСИН периодически реформируется, однако, мягко говоря, получается не все и не всегда. А в последнее время можно смело сказать, что ситуация резко ухудшилась.
Взять хотя бы такую нерешаемую проблему, как тюремные колл-центры, которые стали частью повседневной жизни россиян — это уже превратилось в народный эпос. Места лишения свободы — большой бизнес с использованием бесплатной или практически бесплатной рабочей силы. Тот же господин Калашников вошел в историю своим предложением использовать зэков на российских стройках с зарплатой до 200 тыс. руб. в месяц.
В общем, генерал-полковнику полиции Аркадию Александровичу Гостеву не позавидуешь — сложный участок ему достается.
И относительно версии об усилении МВД во главе с министром Владимиром Колокольцевым — это тоже вопрос спорный. Должность-то практически расстрельная, как говорили раньше.
Изменится ли что-нибудь со сменой главы ФСИН? Всегда нужно верить в лучшее. Однако здесь мало только кадровых решений, должна быть большая государственная программа гуманизации и модернизации мест заключения. Ведь речь идет о правах человека, которые являются главной ценностью для государства.
И последнее: решение о смене директора Федеральной службы исполнения наказаний можно приветствовать еще и потому, что оно отчасти способствует снятию напряжения, которого немало накопилось в российском обществе. И хочется, чтобы это было бы началом нового общего тренда.
Читайте мнения политического обозревателя Дмитрия Дризе — эксклюзивно в Telegram-канале “Ъ FM”.