Бюджет приняли с «техническим» дефицитом

Заксобрание Челябинской области утвердило главный финансовый документ на 2022–2024 годы в первом чтении

Депутаты законодательного собрания Челябинской области приняли в первом чтении проект бюджета региона на 2022–2024 годы. Доходная часть в 2022 году увеличится на 18%, до 219,6 млрд руб., расходная на 20%, до 252,5 млрд. Дефицит составит 32,9 млрд, что в 1,4 раза больше первоначального уровня 2021 года. Министр финансов региона Андрей Пшеницын назвал дефицит «техническим», так как он полностью покрывается остатками этого года в сумме 27 млрд руб. и льготными бюджетными кредитами. Против проекта выступили депутаты от КПРФ, так как у них много вопросов по переходящему остатку, а также, по их мнению, документ не учитывает существующий уровень инфляции.

Проект бюджета одобрили все депутаты, кроме троих проголосовавших против и троих воздержавшихся

Фото: Ирина Созыкова, Коммерсантъ

Законодательное собрание Челябинской области утвердило проект закона «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в первом чтении. Основные характеристики главного финансового документа поддержало большинство депутатов, но три человека воздержались, а три проголосовали «против». Заседание регионального парламента состоялось 25 ноября.

По словам министра финансов Челябинской области Андрея Пшеницына, параметры бюджета основываются на показателях прогноза социально-экономического развития региона, а также «складывающихся по факту» тенденциях этого года. «Они показывают восстановление и укрепление региональной экономики, и рост бюджетообразующих показателей. В следующем году ожидаем существенный рост доходов, который позволит сделать определенный рывок и в расходной части бюджета»,– сообщил министр.

Согласно проекту закона, объем доходов бюджета региона в 2022 году составит 219,6 млрд руб. Это почти на 18% больше к первоначальному плану этого года. Андрей Пшеницын, выступая перед депутатами, сообщил, что общий объем поступлений в 2022 году составит 253,2 млн руб. В эту сумму он включил собственные налоговые и неналоговые доходы региона – 175,5 млрд, трансферты из федерального бюджета – 44,1 млрд руб., а также льготные инфраструктурные бюджетные кредиты в размере 6,6 млрд и остатки региональной казны 2021 года в объеме 27 млрд руб. По словам министра, это поступления текущего года, которые перейдут на следующий. Господин Пшеницын отметил, что собственные доходы региона в 2022 году увеличатся на 26%. При этом, по его словам, с учетом сохраняющихся в период эпидемии рисков, их объем рассчитан на основе консервативного сценария прогноза, что является «своего рода страховкой бюджета и залогом устойчивого исполнения». Также министр подчеркнул, что ко второму чтению традиционно в большую сторону изменится сумма федеральных трансфертов. Уже сегодня известно о дополнительном распределении 3 млрд руб.

Андрей Пшеницын сообщил, что благодаря росту доходов расходы бюджета в 2022 году увеличатся на 38,6 млрд руб., или 18%, и составят 253,2 млрд. В проекте закона объем расходов определен в размере 252,5 млрд руб., что на 20,9% больше к первоначальному периоду 2021 года. Традиционно большую часть расходов — 70% направят на социальную сферу. Так, сфере здравоохранения выделят 21,4 млрд руб., что на 5,6% больше, чем в этом году. Финансирование образования вырастет на 6,3%, до 53 млрд, социальной политики — на 28% (87,7 млрд), физкультуры и спорта — на 16% (5,4 млрд), культуры — на 47,6% (4 млрд руб.). Важной отличительной чертой бюджета 2022 года, по словам главы регионального минфина, является существенный рост расходов экономического характера — на 44%, до 52,8 млрд руб. Так, 11,1 млрд направят на «флагманское направление» — модернизацию транспортной инфраструктуры. Сфере жилищно-коммунального хозяйства выделят 14 млрд руб., дорожному хозяйству —17,6 млрд, сельскому — 3,2 млрд. Около 1,1 млрд направят на экологию.

Дефицит бюджета в 2022 году составит 32,9 млрд руб. Это на 10,5 млрд, или в 1,4 раза больше первоначального плана 2021 года (22,4 млрд). Министр финансов назвал дефицит «техническим». «Ожидаемая экономическая ситуация, прогноз по поступлениям, резерв позволяют сформировать бюджет без коммерческих заимствований. Дефицит в размере 32,9 млрд руб., по сути технический, полностью перекрывается переходящими остатками этого года и очень льготными федеральными кредитами. Бюджет полностью сбалансирован»,— сказал Андрей Пшеницын.

Против проекта трехлетнего бюджета проголосовали члены фракции КПРФ. По словам их лидера Игоря Егорова, по переходящему остатку в 27 млрд руб. много вопросов, в частности, по каким направлениям остаются нереализованными средства. «Кроме того, при анализе документа нужно учесть инфляцию: по официальным данным Росстата и Центробанка в РФ она составляет более 8%. Основные расходные части бюджета это стройка и все, что с ней связано, а также зарплаты бюджетников, социальные пособия, выплаты и так далее. Инфляция в строительстве далеко превышает 8% и если посмотреть на затраты через призму инфляции, все расходы, которые у нас идут с приростом, в лучшем случае остаются в рамках нынешнего года. Что касается зарплат и социальных пособий в проекте бюджета заложена индексация на коэффициент инфляции 4%. По факту инфляция уже сейчас 8,2%, тем самым в бюджет закладывается снижение уровня поддержки льготных категорий минимум на 4%. Учитывая все это, фракция КПРФ не может поддержать законопроект»,— заявил господи Егоров. Также он предложил направить остаток в 27 млрд на увеличение процента индексации социальных выплат.

Депутат от партии «Справедливая Россия» Василий Швецов отметил, что бюджет является сбалансированным и в целом социально ориентированным, но есть вопросы, в том числе к прогнозу социально-экономического развития, на котором он основан. «Негативный фактор — прогнозное сокращение числа малых и средних предприятий и числа работников в них. Это означает, что ставка делается в основном на крупные ресурсодобывающие и обрабатывающие предприятия. А ведь развитие региона и страны в целом немыслимо без принципиального изменения структуры экономики»,— отметил депутат. По его словам, в прогнозе в краткосрочной и долгосрочной перспективах по реальным располагаемым доходам есть небольшое увеличение, но с учетом инфляции уровень бедности может «законсервироваться», поэтому необходимы кардинальные меры по повышению уровня жизни населения.

Юлия Гарипова

Вся лента