Мэрия уходит от безответственности
В Ульяновске меняют принципы управления районами города
Мэрия Ульяновска приняла решение переформатировать работу районных администраций. Их лишат юрлица и изменят функции, сменив часть исполнительных функций на функции контроля. По мнению мэра Ульяновска Дмитрия Вавилина, это позволит избежать безответственности, дублирования полномочий, приблизить районные администрации к населению и его проблемам. Прежние руководители районов считают такой вариант более эффективным. Эксперты отмечают, что переформатирование желательно считать только экспериментом, поскольку, по теории управления, для больших образований все же более эффективным считается деление на самостоятельные звенья с широкими полномочиями.
Работа администраций всех четырех городских районов Ульяновска будет переформатирована. Об этом в среду сообщил мэр Ульяновска Дмитрий Вавилин на своей странице в Facebook.
Он отметил, что райадминистрации будут лишены статуса юрлиц, станут структурными подразделениями мэрии, «это оптимизирует и централизует службы кадров и закупок, бухгалтерию», при этом «сокращения не планируются», изменится лишь функционал сотрудников.
Как сообщил глава города, в новом режиме райадминистрации будут выполнять три главные функции. Первая — контроль за содержанием территорий, соблюдением правил благоустройства, для этого их наделят контрольными полномочиями. «Упор здесь сделаем на квартальных уполномоченных, которые будут взаимодействовать с населением, управляющими компаниями и бизнесом, выявлять нарушения и при необходимости составлять протоколы, выдавать предписания»,— отметил Дмитрий Вавилин. По его словам, сегодня наблюдается «дублирование полномочий»: благоустройством занимаются как районные администрации, так и муниципальные предприятия. «Мы должны исключить двойственность, так как наличие нескольких ответственных ведет к коллективной безответственности. За содержание территорий отвечают „Дорремстрой“ и Городской центр по благоустройству и озеленению, поэтому все ресурсы мы будем концентрировать на их базе»,— подчеркнул глава города.
Вторая функция — коммуникация с жителями района. «В администрации района должны знать, где и какие проблемы существуют, находиться на связи с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Для этого им необходимо плотно работать со старшими по домам и ТОС»,— добавил мэр.
Третьей функцией он назвал работу с малым и средним бизнесом, контроль за легализацией трудовых отношений, выплатой «белой» зарплаты, количеством официально трудоустроенных, контроль за работой торговых объектов.
Институт квартальных уполномоченных, которых упомянул мэр как основу взаимодействия с населением, был введен в марте 2020 года главой города Сергеем Панчиным, который назвал уполномоченных «мини-мэрами». «Мы разделим город на 40 микрорайонов по 10–15 тыс. человек (фактически — разделение проведено по депутатским округам. — «Ъ») и закрепить за каждым микрорайоном квартальных уполномоченных. Это будут высокопрофессиональные специалисты, которые обязаны в ежедневном режиме взаимодействовать с общественностью»,— пояснял господин Панчин. Предполагалось, что «мини-мэры» будут взаимодействовать с районными «народными думами», которые, по инициативе губернатора Сергея Морозова, в 2015 году пытались создать из активистов, прошедших праймериз «Единой России», но не ставших депутатами, однако реального воплощения «нардумы» не получили.
Заметим, в ту же среду на заседании гордумы внефракционный депутат Сергей Гулькин раскритиковал институт квартальных уполномоченных, обратившись к прокурору с просьбой проверить администрацию Заволжского района Ульяновска, где, по его словам, 11 квартальных уполномоченных по факту не выполняют роль сотрудника администрации, а «исполняют личные прихоти каждого депутата».
Господин Вавилин пояснил «Ъ», что необходимость переформатирования работы районных администраций заключалась еще и в том, что «сегодня районные администрации де-юре отвечают за организацию деятельности на территории района, а де-факто не имеют ресурсов». «Они, к примеру, отвечают за уборку территории, при этом у них в распоряжении нет ни одного дворника, отвечают за площадки ТКО, а ни одной единицы техники нет. То есть на бумаге они ответственность несут, а фактически никаких ресурсов нет. А ресурс есть в муниципальных предприятиях. Значит, администрации должны выполнять не распорядительную функцию, а координирующую и контрольную. В этом главная идея преобразований»,— сказал мэр. По его словам, в дальнейшем в «Дорремстрое» и в городском центре по благоустройству будут созданы районные подразделения, работу которых и будут контролировать главы администраций районов. Он отметил, что главный эффект переформатирования — повышение управляемости и оперативности. По словам господина Вавилина, у «мини-мэров» будут значительно расширены полномочия и контрольные функции. «Кроме того, жизнь показала, что выстраивание коммуникаций с жителями — важнейшая функция. И то, что любая стройка сталкивается с протестами жителей, говорит о том, что мы тут очень сильно недорабатываем»,— добавил мэр. По его словам, реформа пройдет в два этапа. С 1 января вступит в силу наделение квартальных уполномоченных дополнительными функциями и полномочиями, а с 1 апреля 2022 года произойдет лишение районных администраций статуса юрлиц с соответствующим переподчинением структурных подразделений.
Экс-глава администрации Заволжского района Александр Кузьмин (ныне гендиректор и владелец ООО «СВР»), который занимал этот пост с июня 2010 года, но в июле 2011 года подал в отставку, объяснив это тем, что не считает возможным руководить администрацией района, у которой есть только ответственность, но нет на исполнение обязанностей ни полномочий, ни техники, ни финансов, сказал „Ъ“, что считает, что в новой конфигурации администрации будет работать даже проще. «Я считаю, что у Вавилина проявляется свежий и, наверное, разумный, взгляд на управление. И это правильно — наделить районную администрацию большим количеством контрольных функций. Прежде у администрации вообще не было никаких контрольных функций по приемке многих работ»,— отметил экс-глава.
Доктор экономических наук, завкафедрой экономического анализа и госуправления, председатель комиссии по развитию экономики и предпринимательства региональной общественной палаты Анатолий Лапин считает, что «пока такое переформатирование надо воспринимать как эксперимент». «Все-таки город у нас крупный, а в классике менеджмента — если образование очень крупное, то для облегчения управления оно разделяется на подразделения с большими полномочиями. Поэтому не исключаю, что, может быть, еще придется вернуть районным администрациям статус юрлица, но не как сейчас, а с большими полномочиями»,— сказал эксперт.