Вложения по уму
О том, как создать инвестиционную компанию
Начать развитие крупного и инвестиционно привлекательного бизнеса возможно теперь не только в Москве. На основе девелоперской группы, в которую входит СК «Неометрия», базирующаяся в Краснодарском крае, ее основатель Борис Юнанов решил создать инвестиционную компанию нового типа Alias Group. О том, чем будут отличаться новые подходы к бизнесу, какие отрасли станут приоритетными для вложений и как утолить кадровый голод в любой сфере, рассказывает сам основатель.
Покоряя Россию
«Все начиналось со строительной компании в родном регионе — Краснодарском крае. Тогда сложно было представить масштабы будущей инвестиционной компании, в которую все перерастет»,— начал рассказ основатель Alias Group Борис Юнанов. Пока основной бизнес-актив холдинга — это девелоперская компания «Неометрия», которая уже построила крупнейшие жилые комплексы в Сочи, Краснодаре, Новороссийске, Геленджике и Ростове-на-Дону. Портфель компании насчитывает более 1 млн кв. м недвижимости, в которой уже проживает более 30 тыс. семей.
«Основа нашей компании — строительство жилой недвижимости. Это направление будет перспективно как минимум ближайшие десять лет»,— продолжает господин Юнанов. И с ним трудно поспорить: за последний год спрос на новостройки по всей России вырос: благодаря стимулированию спроса со стороны государства с января по август 2021 года количество зарегистрированных договоров долевого участия, по данным Росреестра, увеличилось на 36% по сравнению с первыми девятью месяцами 2020 года и достигло 557 тыс. Поэтому, уже плотно закрепившись на юге страны, Alias Group решила развиваться в других регионах. «Мы видим перспективным с точки зрения девелопмента и потребности населения не только черноморское побережье, но и другие регионы, в которых планируем инвестировать в строительные проекты— делится Борис Юнанов.— Мы уже приобрели в столице три площадки под застройку и сейчас занимаемся разработкой градостроительной документации».
Строительная компания «Неометрия» входит в топ-30 застройщиков РФ, и сейчас в процессе строительства находится 498 тыс. кв. м нового жилья, следует из данных Единого ресурса застройщиков. Отличие девелопера от других застройщиков — это партнерский подход к игрокам рынка и покупателям, отмечает сооснователь агентства недвижимости «Семья» Александра Мосейкина: «"Неометрия" — лучший пример бизнеса с человеческим лицом». Порядочность и надежность уже доказаны компанией на практике, добавляет гендиректор агентства недвижимости «Империя» Амир Тулаби. Однажды, вспоминает он, покупатель забронировал квартиру по старой цене, но клиент долго не выходил на сделку, и за это время стоимость квартиры выросла в два раза. Но «Неометрия» все равно продала квартиру по цене, по которой бронировался лот — это буквально уникальный случай на рынке, добавляет Амир Тулаби. Все покупатели остаются довольны и ни разу не жаловались на проекты застройщика, ведь качество квартир, цены, локация и виды всегда на высшем уровне, говорит Александра Мосейкина.
Помимо развития в жилом секторе компания намерена развивать и коммерческую недвижимость, добавляет генеральный директор Alias Group Надежда Барачина: «Сочи исторически считается курортом, но последний год восприятие жителей страны относительно этого города, да и всего черноморского побережья, изменилось. Теперь людям можно не выбирать город исключительно для труда, с развитием дистанционной работы человек может вместе с ноутбуком жить и зарабатывать там, где ему нравится». Это подтолкнуло Alias Group к идее построить бизнес-центр в Краснодаре и в Сочи, где пока нет ни одного проекта класса A. Ведь людям иногда нужно ходить в офис для смены локации, но пока в городе нет бизнес-центра нужного уровня, отмечает Надежда Барачина. Кроме того, добавляет Борис Юнанов, «мы намерены построить здесь и центр обработки данных, инвестировав в него порядка 4–5 млрд руб.». Тем более что скорость цифровизации всех сфер деятельности просто требует такого проекта в Сочи.
Инвестиции с любовью
«Все изменения начинаются в головах, но для того, чтобы они произошли, нужно менять структуру компании. Может быть, это громко звучит — инвестиционная компания, но, пока мы ее не организовали, все процессы стопорились, и новые наработки не уходили дальше идей»,— вспоминает основатель Alias Group.
Несмотря на то что строительная отрасль сейчас одна из самых привлекательных для инвестиций, Борис Юнанов решил развивать и другие направления. Одно из первых вложений — это строительство макаронной фабрики в Знаменском районе Краснодарского края. Этот бизнес-проект господин Юнанов начал развивать еще до начала пандемии. Правда, возросшая стоимость стройматериалов и рабочей силы вынудила изменить планы — компания сменила планы по закупке оборудования и скорректировала мощности производства. Но зато продуктовая линейка будет расширена — помимо макарон из твердых сортов пшеницы, в лучших традициях родины пасты — Италии, на фабрике будет изготавливаться instant pasta. Ее на российском рынке пока не производят, но в европейских странах и Америке эта продукция уже пользуется огромной популярностью.
Ежегодно на фабрике будет производиться по 70 тыс. тонн готовой продукции, для чего будет создано более 600 рабочих мест. Но и доля цифровизации в проекте высока: все производственно-технологические процессы будут полностью автоматизированы. Проект станет одним из важнейших для региона, ведь налоговые отчисления при выходе на полную производственную мощность составят более 1 млрд руб. в год, отмечает Борис Юнанов. Строительство будет реализовано в два этапа, общий объем инвестиций составит 8 млрд руб.
Еще одна отрасль, в которую планирует инвестировать Alias Group,— ресторанный бизнес. Казалось бы, неоднозначный выбор, особенно на фоне всех потрясений, которые касаются в первую очередь именно этой отрасли. Но сильная болтанка для всего рынка не может означать отсутствие успешности у отдельных игроков. У Бориса Юнанова уже есть ресторан в Краснодаре — это один из любимых, а значит, и успешных детей главы группы. «Рентабельность этого проекта более чем высокая, но это проект эксклюзивный, поэтому тиражировать мы его не планируем»,— рассказывает он.
Однако масштабные планы в этой отрасли у компании все равно существуют. Как рассказал господин Юнанов, сейчас Alias Group намерена вложиться в открытие целой сети заведений в центральной и южной частях страны. Партнером проекта выступит ресторанная группа из Самары, у которой уже работает порядка 40 заведений. Потенциал развития ресторанного бизнеса действительно существует, особенно в Краснодарском крае, который является крупным магнитом для туристов и активно развивает направление гастрономического туризма, соглашается директор группы услуг в сфере недвижимости, строительства и инфраструктуры E&Y Евгений Панасенко.
Диверсификация, предполагающая реинвестицию средств, позволяет формировать новые источники дохода или «подушки безопасности», напоминает господин Панасенко. Даже если одно из новых направлений может оказаться неудовлетворительным с точки зрения финансовых показателей, то другие сформированные и успешные бизнесы смогут обеспечить дополнительную поддержку и вывести общие показатели группы компаний в плюс, добавляет он.
На вопрос: «Почему направления Alias Group настолько разносторонни?» Борис Юнанов уверенно отвечает: «Я вкладываюсь в то, что люблю. Я люблю итальянскую пасту — и вот мы строим фабрику по ее производству. Я отдаю предпочтение комплексному развитию территории, и поэтому мы строим крупные жилые комплексы со всей инфраструктурой — дорогами, садами, школами, спортивными площадками и парковыми зонами. Я люблю вкусно поесть — теперь я буду делать это в своих ресторанах».
Предпринимательское чутье
«Самое главное, что должно быть у любого предпринимателя,— это его чутье. Чувство, которое подсказывает — "полетит" проект или нет»,— делится своим подходом господин Юнанов. Кстати говоря, эта черта присуща многим успешным людям. Миллиардер Билл Гейтс говорил о своем друге Стиве Джобсе, основателе Apple: «Я видел, как Стив принимает решения, основываясь на чутье в отношении людей и продуктов, которое, знаете, мне даже трудно объяснить. У него просто совсем другой подход к делу, сродни волшебству».
Для этого нужно быть немного психологом и чувствовать людей, которых ты выбираешь в команду и в качестве партнеров, подтверждает господин Юнанов: «Для меня очень важен человеческий фактор: если я увижу команду с горящими глазами и найду тему, которая мне самому интересна, я вложу туда деньги». Сейчас одна из самых перспективных отраслей — это IT-направление. Поэтому, рассказывает глава Alias Group, компания сейчас активно рассматривает различные стартапы в этой сфере для поддержки молодых специалистов и развития новых инновационных проектов.
Учитывая кадровый голод во всех сферах, Alias Group создает все условия для своих сотрудников и активно работает с молодыми специалистами. Кроме того, в компании создали ознакомительную программу для детей сотрудников, чтобы помочь им с профориентацией,— может, им понравится то, чем занимаются их родители, и они в будущем станут нашими сотрудниками.
«Инвестиционная компания нового типа — это не бизнес-приемы, которые мы намерены использовать, а скорее принципы, которые мы хотим транслировать и в предпринимательское сообщество,— это справедливость, честность, открытость и забота об окружающих»,— уточняет Борис Юнанов. «Я считаю, что те бизнесмены, в особенности крупные, что уже прошли периоды становления и своих внутренних систем управления, заработали деньги на своих стартовых проектах, теперь должны показывать примеры именно этих принципов. Ново ли это? Вопрос спорный, но ведь пока таких компаний на рынке не так много»,— рассуждает господин Юнанов.
Но не стоит забывать про одну из важнейших целей бизнеса — получение прибыли. Если отказаться от наращивания выручки и прибыли, то самая главная социальная ответственность — уплата налогов — будет страдать, справедливо замечает Борис Юнанов. Исходя из бюджета, как известно, государство строит свою социальную политику, выплачивает зарплаты бюджетникам и строит новые социальные учреждения. Только после выполнения этой глобальной задачи — быть прибыльным, и желательно быть прибыльным на достаточно высоком уровне,— появляется личная потребность в том, чтобы делать мир вокруг лучше, продолжает глава компании. Например, организовать благотворительный фонд или вложиться в строительство социального проекта. «Но нужно делать, а не говорить — мы не любим рассказывать о нашей благотворительной деятельности».
Надежда Барачина продолжает: «Мы много помогаем детям — в Краснодаре есть фонд "Край добра", в который мы жертвуем часть своей прибыли. Много времени Alias Group уделяет развитию доступной среды для людей с ограниченными возможностями, а также строительству спортивных и детских площадок, детсадов и школ». Ведь, по сути, бизнес — это не цель, а лишь средство и способ непрерывного стремления к идеалу.