Цены идут на обгон
Как быстро будут дорожать автомобили
Уходящий 2021 год российским автомобилистам запомнится беспрецедентным ростом цен на машины. Какие автомобили дорожают быстрее остальных и когда уже ценовое ускорение даст по тормозам, разбирались «Деньги».
Рост цен давно стал обычным явлением на потребительском рынке, но на автомобильном рынке в последнее время он стал особенно заметен. По данным «Автостата», за последние семь лет, с 2014 года, средняя цена автомобиля на российском рынке увеличилась более чем на 80%. В частности, активно росли цены в конце 2014-го — начале 2015 года, в первую очередь из-за падения курса рубля. Смена ценников на новые машины была заметна в первой половине 2016-го и в начале 2017 года. Но особенно быстро новые авто стали дорожать начиная с 2020 года. По данным «Автостата», только с начала прошлого года средняя розничная цена новой машины в России выросла на 20% — с отметки 1,5 млн руб. почти до 1,9 млн руб.
Наиболее внушительный рост цен показывают самые популярные модели на рынке. Например, по данным «Автостата», самый доступный и одновременно самый популярный автомобиль на российском рынке — Lada Granta — за десять лет подорожал почти в два с половиной раза: с января 2012 года по июнь 2021 года цена этой модели подскочила на внушительные 127% (с 229 тыс. руб. до 519,9 тыс. руб.). Цена другой доступной бюджетной модели — Renault Logan — в стартовой комплектации теперь стартует от 700 тыс. руб. Это на 110% больше, чем десять лет назад, когда такой же автомобиль можно было купить за 338 тыс. руб. Более высокие цены имеют корейские Hyundai Solaris (от 840 тыс. руб.) и Kia Rio (от 890 тыс. руб.). За десять лет обе модели показали практически равный рост — в районе 90%. Другая массовая модель — Volkswagen Polo — сегодня стоит от 960 тыс. руб., что на 123% больше, чем в 2012 году.
Явное ценовое ускорение
Причиной продолжающегося роста цен на автомобили участники рынка называют колебания валютного курса. Но не это главное: предложение новых автомобилей — не только в России, но и во всем мире — сегодня не успевает за спросом. Из-за локдаунов, резкого подорожания, а также дефицита комплектующих (сначала чипов, теперь еще и магния), турбулентности в логистических цепочках производственные линии ведущих мировых автоконцернов работают со сбоями, вызывая дефицит машин в салонах дилеров. «Только в текущем году прайсы на некоторые модели увеличились на 20% в связи с девальвацией и ростом цен на комплектующие и в связи с колебаниями курса валют»,— констатирует Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto. По его словам, например, в премиальном сегменте Mercedes-Benz, Jeep, Cadillac прибавили в цене в среднем на 18%. Представители массового сегмента за первое полугодие текущего года подорожали на 10–200 тыс. руб. Особенно это заметно, по мнению эксперта, у корейских марок — Kia и Hyundai. Например, модель Kia Ceed SW подорожала с 1 169 900 руб. до 1 424 900 руб. «Среди брендов, которые мы продаем, наибольшее изменение цены с начала года произошло по таким моделям, как Kia Mohave, цена которой с начала года выросла на 17%. Renault Duster подорожал на 18%, Skoda Octavia A8 — на 18%, Skoda Superb Combi — на 19%, Skoda Kodiaq — на 17%»,— говорит господин Мигаль. На вторичном рынке, по его словам, цены растут вслед за сегментом новых авто. Например, в его компании средняя цена на авто на вторичном рынке в январе текущего года составляла 835,3 тыс. руб., в мае — 945 тыс. руб. На вторичном рынке спрос превышает предложение, поэтому продавцы завышают цены и некоторые авто с пробегом продаются дороже изначальной цены.
Именно из-за дефицита «живых» машин рост цен на автомобили в текущем году значительно ускорился, что особенно заметно по самым ходовым моделям в каждом из сегментов авторынка. Так, по данным Russian Automotive Market Research и исследованию РГС-банка, в сегменте автомобилей размерного В-класса рекордсменом по приросту является модель Volkswagen Polo, которая за девять месяцев текущего года подорожала на 27,4%, до средней отметки в 1,186 млн руб. В самом же популярном сегменте кроссоверов — в размерной нише С-класса — больше всего (на 24,6%) подорожала ходовая модель Renault Duster, средняя цена которой теперь составляет 1,334 млн руб. Среди более дорогих кроссоверов С-класса на 15,9% подорожала модель KIA Sportage, средняя цена которой теперь перешагнула отметку в 2,1 млн руб. А в премиальной нише кроссоверов D/E-класса взлет цен больше всего затронул модель BMW X5, стоимость которой увеличилась на 19,9%, с отметки 6,82 млн руб. до уровня 8,17 млн руб.
Цены на автомобили В-класса (руб.)
|
Источник: Russian Automotive Market Research.
Что же касается подержанных авто, то в текущем году ценовое ускорение здесь происходило еще более динамично. Особенно увеличились расценки на самые ликвидные авто с пробегом в возрасте до трех лет. Например, по данным Russian Automotive Market Research, та же модель BMW Х5 за девять месяцев текущего года выросла в цене на внушительные 39,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: если в сентябре 2020 года трехлетняя модель стоила 5,3 млн руб., то в сентябре этого года уже 7,5 млн руб. На целых 29,4% скакнула в цене Hyundai Creta — с 1,14 млн руб. до 1,47 млн руб. Также на 29% подорожала Toyota RAV4 — с 1,99 млн руб. до 2,57 млн руб. «В целом все владельцы автомобилей, кто в этот период избавлялся от своих двух- и трехлеток, не только не теряли относительно цены покупки машины, но по ряду моделей еще и оставались в прибыли»,— комментирует Сергей Власов, эксперт маркетплейса «Банкавто» (цифровая платформа РГС-банка). Однако долго такая ситуация на рынке, на его взгляд, продолжаться не будет. По его мнению, падение рынка новых автомобилей и оголтелый рост цен на новые машины ведут к тому, что люди все чаще откладывают обмен старого автомобиля на новый. «Рынок подержанных машин более или менее приемлемого качества неизбежно будет продолжать ужиматься, а их цены до конца года продолжат рост. Единственный положительный момент, что при условии стабильности курса валюты рост уже не будет измеряться двузначными числами»,— полагает эксперт.
Скрытый ценовой разгон
Упомянутая выше номинальная статистика наглядно демонстрирует внушительные показатели ценового роста на автомобильном рынке, однако на самом деле розничная цена машин в России растет еще быстрее. Участники рынка говорят о так называемом скрытом подорожании машин, когда статистические подсчеты не учитывают затраты на дополнительное оборудование, которое автодилеры все чаще навязывают покупателям. Накрутка на так называемые допы до сих пор может быть весьма существенной, достигая 30–50% и даже более от рекомендованной производителем цены авто. «Как вам Lada Largus за 1 млн 350 тыс. руб. вместо положенных за него по прайсу автопроизводителя 800 тыс.? Или Skoda Rapid за 2 млн вместо 1 млн? А Kia Mohave за 6 млн вместо 3,8 млн?» — восклицает Сергей Пиголкин, основатель онлайн-аукциона новых автомобилей CarClick.ru. По его словам, список наиболее вопиющих наценок дилеров на новые авто сейчас можно продолжать бесконечно. Пользователи интернета уже даже соревнуются, кто найдет автомобиль с наивысшей наценкой. Хотя в среднем по ряду марок и моделей наценки дилеров не превышают 100–200 тыс. руб., все сильно зависит от региона. К примеру, по словам эксперта, наценка на Nissan Qashqai у дилеров в Самарской области как раз попадает в эти рамки, при этом в Москве у ряда дилеров на этот же автомобиль она составляет 500 тыс. руб. «С реальной ценой на новое авто сейчас все очень индивидуально и сильно зависит не только от региона дилера, марки и модели, но даже от комплектации автомобиля»,— отмечает господин Пиголкин.
«Одно дело — заводские розничные цены, которые являются рекомендованными, другое дело — цены в шоурумах дилерских центров»,— соглашается Александр Багрецов, руководитель проектов консалтинговой компании SRG. По его наблюдениям, осенью этого года ходовые модели в дилерских центрах имеют беспрецедентно высокие цены. Например, Renault Logan в средней комплектации стоил 1,5 млн руб., Volkswagen Polo также в средней комплектации — 1,7–1,8 млн руб., цена Renault Arkana доходила до 2,9 млн руб., Lada Granta — 1,2 млн руб. Такие цены формируются из-за опций, от которых невозможно отказаться: сервисные пакеты, страхование, дополнительное навесное оборудование.
Эксперты рынка констатируют, что эффективных правовых инструментов повилять на то, чтобы им дилеры продавали автомобиль по рекомендованным автопроизводителями ценам, у потребителей, увы, нет. Не помогают ни жалобы в надзорные российские органы, ни автопроизводителям, которые в нынешней нестабильной ситуации молчаливо дают заработать дилерам в состоянии рынка продавца, а не покупателя. «Дилеры понимают, что при ограниченном предложении автомобили купят и с дополнительным оборудованием на весьма приличные суммы,— говорит Сергей Лагурев, аналитик автомобильного сайта "Дром".— Недавно мы провели исследование: сколько придется заплатить за допы на популярные марки моделей. Так вот, например, переплата за дополнительное оборудование на Lada Vesta в Москве в среднем составляет от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб., на Hyundai Solaris — 100–200 тыс. руб., а наценки дилеров на ходовую китайскую модель Haval Jolion составляют не менее 180–200 тыс. руб.».
Новая угроза для рынка
Наблюдатели и участники рынка вынуждены констатировать, что, к сожалению для потребителей, рост цен на автомобили в России в ближайшее время вряд ли остановится, он будет продолжаться минимум до середины следующего года, а может, и дольше. И да, нынешней зимой не стоит ожидать традиционных предновогодних скидок. «Мы не видим предпосылок, что рост цен на авто остановится в ближайшее время,— прогнозирует Сергей Лагурев.— Основная причина такого подорожания — сохраняющийся дефицит новых автомобилей, который может продлиться весь 2022 год. Конечно, через какое-то время ситуация нормализуется и наступит насыщение рынка: спрос будет меньше, чем предложение. Тогда дилерам придется привлекать клиентов хорошими предложениями, но ждать скидок в ближайшее время точно не стоит».
Сами автодилеры признаются, что в текущем году они не ждут бонусов от автопроизводителей, в связи с чем скидок под Новый год, скорее всего, не будет. «Большинство дилерских предприятий выполнили планы по выручке и прибыли уже осенью, а значит, распродаж с целью получения бонусов от производителей в конце года ожидать не стоит»,— признается Олег Кузнецов, директор по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр». По его мнению, очевидно, поставки автомобилей будут восстанавливаться не менее полугода, и только самые оптимистичные прогнозы говорят о восстановлении предложения к середине следующего года. Снижение спроса на автомобили сможет остановить ценовую гонку. Любые факторы — от цены бензина до увеличения дистанционной работы — могут косвенно снизить темпы роста цен на новые автомобили.
Цены на подержанные кроссоверы возрастом до трех лет (руб.)
|
Источник: Russian Automotive Market Research.
Новая угроза мирового автопрома — это надвигающаяся вслед за дефицитом чипов нехватка магния, который используется в алюминиевых сплавах для многих видов автомобильных компонентов. Также вдруг на мировую автоиндустрию начал оказывать влияние энергодефицит в Китае. «Из-за энергетического кризиса ряд крупных китайских производителей автомобильных компонентов в течение последнего месяца вынуждены были переходить на работу три-четыре раза в неделю. Это уже начинает негативно сказываться на производстве в том числе автомобильных компонентов и приводит к их удорожанию»,— говорит Владислав Соловьев, президент маркетплейса по продаже автозапчастей Autodoc.ru.
Продолжают давить на цены и глубинные макроэкономические процессы. «Продукты питания, энергоресурсы, автомобили должны дорожать. Если они долго не дорожали, как это было в 2010-е годы, производители накапливают долг, откладывают инвестиции в производство, и государство им в этом помогает»,— считает Александр Осин, аналитик инвестиционной компании «Фридом Финанс». Проблема, на его взгляд, в том, что ведущие развитые страны, которые формируют политику наднациональных регуляторов, в последние десятилетия накопили очень большой долг — максимальный в истории, 400% ВВП. И их регуляторы стали «бояться» инфляции, потому что инфляция означает рост стоимости обслуживания долга. Чтобы победить инфляцию, были заморожены инвестиции. В итоге в АПК, металлургии и других отраслях начал формироваться дефицит. Это в полной мере отражается в итоге и на рынке автомобилей.
Цены на кроссоверы (руб.)
|
Источник: Russian Automotive Market Research.
Причем ждать, что одни автомобильные марки будут дорожать больше, другие — меньше, не стоит. «Подорожание автомобилей будет продолжаться и далее почти по всем брендам»,— прогнозирует Андрей Ольховский, генеральный директор группы компаний «Автодом». Насколько оно будет серьезным, на его взгляд, покажет время. Изменения курса рубля производители растянули на длительный период и, возможно, сейчас страхуются от будущих валютных колебаний. По субъективным ожиданиям ситуация с поставками автомобилей нормализуется к концу следующего года. Причин, как всегда, несколько — начиная от глобального дефицита комплектующих и нарушения логистики и заканчивая локальными ограничениями в ряде стран. Возможно, изменения в законодательстве также дадут импульс для роста стоимости автомобилей. Так, например, по электрическим автомобилям льготные условия для импорта действуют лишь до конца 2021 года, и весь рынок ждет продления таких преференций.
Время продавать старый автомобиль
Есть две основные причины, по которым цены на автомобили в России продолжают расти. Во-первых, это сохраняющийся дефицит автокомпонентов, который спровоцировал глобальное сокращение производства автомобилей: в период с января по сентябрь 2021 года авторынок недосчитался более чем 200 тыс. автомобилей, поскольку производство упало на 20,5% (в одном только сентябре — на 25%). Во-вторых, вслед за сокращением производства сократилось и предложение, которое больше не может удовлетворить огромный спрос. Клиенты опасаются, что дальше будет только хуже: автомобили — дороже, дефицит — острее. Поэтому они спешат приобрести авто даже сейчас, и тем самым нехватка авто действительно становится только острее. Автомобили же с пробегом растут в цене из-за сокращения объемов предложения: с одной стороны, автолюбители реже стали менять свои авто на новые, с другой — предложений авто с пробегом становится меньше, так как пять лет назад был серьезный спад на рынке новых авто и сейчас на рынке хороших пятилетних авто с пробегом существенно меньше. Увы, до восстановления автомобильного рынка пока что далеко. Пандемия коронавируса все еще определяет главные тенденции: общий спад экономической активности россиян, снижение доходов населения. При оптимистичном прогнозе дефицит авто сохранится до конца 2022 года, но наиболее реалистичный прогноз — возвращение к стандартному количеству автомобилей на рынке к 2024 году. Сейчас хорошее время, чтобы выгодно продать свой автомобиль и поменять его на другой: рынок довольно сильно «перегрет», и есть шанс продать свое авто выгоднее, чем даже полгода назад. Что касается покупки нового авто, то при необходимости купить его в ближайшее время стоит обращать внимание на недефицитные модели (такие тоже есть) и предложения за пределами своего родного региона. Тогда будет шанс купить его без существенных переплат и не ждать автомобиль так долго.
Надежды на стабилизацию
Глобальный дефицит новых автомобилей толкает цены на них вверх не только у нас в России, но и по всему миру. Виной тому не восстановившаяся до прежних объемов выпуска промышленность и цепочки международных поставок. К тому же к проблеме нехватки полупроводников и электронных компонентов вскоре может добавиться и нехватка ряда используемых в производстве автомобилей металлов — например, магния. Все это пока не позволяет надеяться на насыщение рынка новых автомобилей, снижение цен и возврат к рынку покупателя. Что же касается фундаментальных причин роста цен, то я бы разделял их на два основных типа. Первое — это рост цен от самих автопроизводителей. А второе — это наценки дилеров «за воздух», когда продается автомобиль с установленным по завышенным в разы ценам дополнительным оборудованием, зачастую абсолютно ненужным покупателю. И если представительства повышают цены в относительно адекватных рамках (от 15% до 25% к уровню начала 2020 года), то наценки дилеров иногда доходят до небес, вызывая праведный гнев покупателей. В целом же до конца текущего года я ожидаю незначительное повышение цен у дистрибуторов (ориентир — от 1% до 3%), при этом, какая будет конечная цена у дилера, сильно зависит от наличия автомобилей и спроса со стороны клиентов, многие из которых, устав от бесконечного роста цен, уже отказались от планов поменять автомобиль на новый. Если же спрос и дальше будет замедляться, то по ряду марок можно будет ожидать снижения наценок на дополнительное оборудование до приемлемого потребителю уровня уже в январе следующего года. При этом в случае провала поставок многие модели по-прежнему будут в дефиците, а значит, наценки на них как минимум не снизятся. Не думаю, что регулятор здесь что-то может сделать. Рынок сам должен выровнять эту ситуацию. По заявлению большинства производителей дефицит новых автомобилей должен разрешиться к середине 2022 года. К этому моменту заработают на полную мощность имеющиеся и новые производства компонентов. Будем надеяться, что пандемия не помешает этим планам.