«Хватит играть на мужских страхах!»
Уролог-хирург Шакир Фуад – о своем профессиональном кредо и о том, как избежать ударов судьбы «ниже пояса»
Врач-уролог, кандидат медицинских наук Шакир Фуад в лучшем смысле гражданин мира. И не только потому, что родился в Касабланке, работал в ведущих клиниках Франции, Швейцарии, России. А еще потому, что первым его образованием был классический университетский физмат во Франции с получением фундаментальных знаний законов физики, математики, философии. Теперь доктор Фуад признает, что такое глобальное осмысление природы вещей помогает ему в лечебной и хирургической практике уролога длиной почти в четверть века.
В начале 2000-х Шакир Фуад был одним из первых в России, кто начал выполнять малотравматичные лапароскопические операции на почках и удаление аденомы простаты через эндоскоп. Сейчас он – старший врач-уролог в московской городской клинической урологической больнице №47, руководит урологическими отделениями в нескольких частных клиниках. А недавно и у воронежцев появилась возможность доверить врачу такого уровня самые деликатные проблемы со здоровьем – по приглашению Центра семейной медицины «Олимп Здоровья» Шакир Фуад вел здесь урологический прием и оперировал. Он рассказал об основных ударах судьбы «ниже пояса», о том, как их избежать, и о своем кредо в работе с пациентами. А также развенчал «медиастрашилки» про мужское здоровье.
О сломе парадигмы
– Уважаемый доктор Фуад, как, исходя из вашего опыта, в 21 веке меняется специфика урологических заболеваний в России?
– Никак не меняется. Изменения связаны лишь с лучшей их выявляемостью и с нашими новыми диагностическими и профессиональными возможностями. Например, прежде в России регистрировалось не так уж много случаев аденомы простаты, а сейчас этот диагноз очень распространен и у всех на слуху. Мочекаменной болезни тоже не стало больше. Но выявляется она гораздо чаще, потому что мы стали делать УЗИ почек более рутинно, находим еще бессимптомные камни, и операции по их удалению проводим по самым передовым малотравматичным методикам.
Кроме того, за последние годы появилась целая категория осознанных пациентов, которые сами идут к врачам для оценки своего здоровья, даже если пока ничего не беспокоит. А вот во времена, когда я был студентом-медиком в Москве, подавляющее большинство мужчин обращались к урологу уже с запущенными случаями аденомы, с острой задержкой мочи. Или вот: «Доктор, мне вставили катетер, я уже полтора месяца хожу с мочесборником, и что дальше?» Слом такой парадигмы в России начался лишь лет шесть назад. Может, подтолкнуло возобновление всеобщей диспансеризации. Но если честно, мы, урологи, в работе ее не слишком почувствовали.
Я нигде не вижу и не слышу социальной рекламы о необходимости пройти диспансеризацию, в том числе у уролога.
Зато повсеместно – медианашествие рекламы лекарственных средств и БАДов. Если я вдруг включаю телевизор, то у меня складывается впечатление, что все мужчины в России больны. На каждом канале: «Пр…т, просто будь мужчиной!» Да отстаньте уже от мужчин, хватит играть на наших сокровенных страхах! Меня возмущает такая агрессивная психологическая манипуляция вместо доброжелательной и добросовестной социальной рекламы. В ней должен быть главный посыл: ты уже есть настоящий мужчина и поэтому достоин прийти на профилактический прием к урологу и укреплять свое здоровье дальше. Однозначно нужно сменить тревожный месседж на позитивный.
О партнерах и небожителях
– В клинике «Олимп Здоровья» вы уже успели познакомиться с пациентами, которые пришли к вам на профилактический прием?
– Да. Вот сегодня был у меня 19-летний парень без каких-либо жалоб. Он сказал: «Доктор, я хочу узнать состояние своего мужского здоровья». Я был очень рад такой осознанности. После осмотра мы доверительно говорили о профилактике половых инфекций, о половой жизни вообще, о мастурбации. О том, что, к сожалению, не принято обсуждать с родителями.
– Получается, что каждый мужчина должен иметь в своем окружении уролога как близкого друга?
– Я, например, счастлив дружить со своими пациентами. И со многими из них наша дружба длится годами. Вообще я категорически против патернализма в медицине, когда врач предстает эдаким непререкаемым и держащим дистанцию небожителем. Для меня главный человек в клинике – пациент. Мое вхождение в медицину началось после классического физмата во Франции. Каждый день – лекции по физике, математике, философии. Эти знания потом предопределили все мое умонастроение в медицине: нет никаких небожителей ни в одной социальной сфере, ни в одной формации!
Деньги, статус, преференции – все ничто перед лицом болезней. Здесь мы все одинаковы. И моя задача – помочь человеку по максимуму, будь он вице-премьер или электрик.
О моче, сосудах и эрекции
– С какого возраста человек должен начать посещать уролога?
– Даже если ничего не беспокоит, каждый мужчина в 40 лет должен познакомиться с урологом. У женщин этот путь лежит через регулярные профилактические осмотры у гинеколога. И обязательно уролог должен осмотреть маленького мальчика, хотя бы однократно. Также каждый взрослый должен раз в год сдать общий анализ мочи. Я всегда в первую очередь обращаю внимание на показатели плотности, кислотности. Они много рассказывают о других параметрах здоровья.
Еще один важный маркер – глюкоза и эритроциты в моче. Эти показатели надо выявить как можно раньше, чтобы не пропустить развитие сахарного диабета и опухолевых процессов. Если на приеме мужчина за 40, для меня также важен уровень холестерина в его крови. Коллеги удивляются, но этот первоочередной алгоритм сразу помогает разглядеть многие риски. Например, риск развития эректильной дисфункции и сосудистой патологии.
Это все – глобальная проблема в мужском здоровье, которая определяет не только сексуальную силу, но и работу сердца, остроту зрения, слуха и много чего еще.
– То есть проблемы с эрекцией предопределены состоянием сосудов?
– Правильно. Эректильная функция или дисфункция – это точный маркер всего здоровья мужчины. И здесь главное, чтобы уролог намного глубже оценивал жалобы пациента на появившиеся сексуальные неудачи и занялся в целом состоянием его здоровья.
– Что в первую очередь должно насторожить в себе самого мужчину до появления «осечек» в интимной жизни?
– Надо всегда обращать внимание на качество мочеиспускания – на ощущения при этом, на силу струи мочи, на частоту и изменение кратности в течение суток. Ночной подъем в туалет «по-маленькому», даже однократный – это уже не норма. Наша мочевая система работает синхронно с циркадными ритмами и ночью тоже переходит в спящий режим. Замедляются все метаболические процессы, и работа почек тоже.
И если человека из глубокого сна выводит позыв на мочеиспускание – это повод обратиться к урологу. Я не говорю, что это опасно, но все-таки надо пройти обследование и исключить наличие более серьезной патологии. Или остановить ее развитие. Такие ночные позывы у мужчин могут быть связаны с состоянием предстательной железы. Возможно, развивается аденома или воспалительный процесс.
О манипуляции простатитом
– И это потом может привести к онкозаболеванию?
– Никакое исследование во всем мире не доказало наличие связи между аденомой простаты и раком простаты. Это два самостоятельных заболевания. А вот хронический воспалительный процесс действительно может привести к трансформации структуры клеток. Но простатит – мой самый нелюбимый диагноз, я им никогда не злоупотребляю и ставлю не часто.
Но этот диагноз в России стал медицинским «ширпотребом», рычагом запугивания мужчин, он выставляется «направо и налево». Ведь с помощью него так легко манипулировать сознанием мужчины. Сразу вслед за диагнозом – куча обследований, лекарств. Пациент сразу становится максимально управляемым. Но я категорически против приема устрашения. Для меня это неприемлемо, для меня пациент – равноправный партнер в деле его здоровья.
– То есть простатит не так распространен, как им пугают?
– Да, объективно его намного меньше. Но выставление такого диагноза стали слишком часто использовать для достижения совсем других целей, среди которых выздоровление пациента далеко не на первом месте. На самом деле в жизни любого мужчины будут этапы изменения качества мочеиспускания.
Да, оставлять без внимания симптом нельзя, нужно убедиться, что в данном клиническом случае нет ничего опасного. И закрыть тему, а не запугивать человека ненужными диагнозами. Не надо из мужчин делать слабый пол.
– Про дополнительный сахар – понятно. Профилактика кариеса и прочих заболеваний зубов у детей – это что еще?
– Еще гигиена: чистить зубы два раза в день щеткой и пастой. После вечерней чистки зубов не пить ничего, кроме воды. Любой другой напиток – повод опять почистить зубы. Утром тоже чистим после еды. Также у ребенка должны быть свои отдельные приборы, посуда, которой не будут пользоваться взрослые. И регулярные осмотры у стоматолога.
О бесплодии, ЗПП и синдроме Маугли
– Несмотря на все возможности современной медицины и возросшую пациентскую «осознанность», в России все больше бесплодных пар. Почему наша репродуктивная система работает все хуже?
– Какой бы передовой ни была наука и медицина, она бессильна перед законами природы. Есть глобальные объективные процессы, которые запускают механизм размножения. Или не запускают.
– То есть законы природы поменялись?
– Не поменялись, а все больше адаптируются к жизнедеятельности человека на земле. В результате этой жизнедеятельности – другой уровень загрязнения, радиоактивного фона, коллективного стресса, другое качество продуктов и воды.
Да и образ жизни современного мужчины стал другой – он все больше сидит за рулем или за монитором. И на глубинном, я бы сказал, сакральном уровне законов природы тоже все приходит в новое соответствие. В том числе – меняется качество спермы или развивается дисфункция яичников.
– Итак, вовремя не пролеченные заболевания, передающиеся половым путем, – уже не главная причина бесплодия?
– Последние лет пять я встречаю случаев ЗПП гораздо меньше, чем 20 лет назад. Вероятно, это результат более высокой сексуальной культуры россиян и гигиены вообще. За время тяжелого ковидного 2020 года все стали более ответственно относиться к личной гигиене. В результате не только ЗПП, но и ОРВИ, гастроэнтерита в 2021 году уже меньше.
Но я своим пациентам часто говорю о синдроме Маугли: он от раны, полученной при падении с дерева, не умрет. А новая генерация «человека стерильного» рискует вымереть, потому что любая царапина будет переходить в сепсис.
Впрочем, и Маугли, если окажется в мегаполисе, то погибнет от первого «попавшегося» ему штамма гриппа. В общем, во всем надо держать баланс, соблюдать правила гигиены, антисептики, но не жить в стерильном коконе – это точно.
О женских секретах
– Женщины к урологу обращаются гораздо реже мужчин и свои интимные проблемы могут терпеть до последнего. Например – недержание мочи. Некоторые готовы жить «на прокладках», но только не признаться в проблеме. Что здесь не так с пациентской осознанностью?
– Это не российская, а мировая проблема. Во Франции, конечно, женщина более свободна психологически и поэтому с большей заботой относится ко всем сбоям в организме. Но поверьте, часть француженок тоже не пойдет к урологу и будет скрывать такую проблему. А в России это вообще закрытая женская тема.
Я как врач наблюдаю и понимаю, почему многие прекрасные россиянки в общении непроизвольно сжимаются во время кашля. Но сами они никогда не расскажут об этом. Впрочем, вот сегодня у меня на приеме была 60-летняя воронежская пациентка и призналась, что у нее «подтекает моча».
– С чем связана проблема?
– С ослаблением тонуса тканей, в том числе с опущением стенок влагалища. Ведь с возрастом не только кожа теряет упругость, но и все внутренние структуры становятся более рыхлыми, дряблыми. Поэтому так важны физические нагрузки в менопаузе: фитнес, йога, плавание, прогулки на свежем воздухе, секс – любое занятие, подтягивающее мышцы, укрепляющее общий тонус организма.
Сегодняшняя моя пациентка пришла вовремя – ей еще не требуется хирургическая коррекция уретры. Мы назначили женщине курс так называемой биологически обратной связи – это новейший метод урологической физиотерапии, который способствует тренировке и повышению тонуса мышц тазового дна. Все командные центры учатся заново контролировать тонус мышц. А если потери мочи при недержании уже значительные, то надо делать операцию – сегодня она малоинвазивная и малотравматичная. Но без нее моча будет уже не «подтекать», а течь все сильнее. Присоединятся бактерии, неприятный запах, образуются язвы. Без урологической помощи это необратимый процесс.
Так зачем с самого начала скрывать и терпеть? Кстати, в механизме недержания мочи и вообще в урологии работают универсальные законы гидрофизики, которые я очень любил в классическом университете во Франции и благодаря которым потом выбрал свою профессию.
Про робота и человека «номер один»
– Доктор Фуад, вы провели более полутора тысяч урологических операций, одним из первых в России внедрили в урологию высокие технологии, стали пионером роботизированной хирургии на установке Da Vinci. Как вам сейчас работается на оборудовании операционной «Олимпа Здоровья»?
– Первое, что я сделал по приезде, это поднялся в операционную клиники. Надо было понять, могу ли я здесь оперировать. Да, могу. Клиника оснащена на очень достойном уровне для проведения высокотехнологичных операций. Здесь отличное эндоскопическое, лазерное оборудование из Германии и Японии для наиболее безопасных, точных и малоинвазивных вмешательств.
Ведь еще в начале 2000-х, чтобы удалить камни в почках, мы делали обширные операции с большими разрезами. Потом первыми внедрили лапароскопию в урологических операционных московских клиник. Стало возможно удалять камни методом прокола или добраться до мочеточника с помощью трубчатого инструментария через мочеиспускательный канал. Эти операции наиболее безопасны, восстановительный период после них гораздо короче. В 2012-м моя команда стала внедрять в Москве роботизированную установку Da Vinci.
Я убежденный сторонник робото-ассистированных методик в хирургии. С помощью Da Vinci можно творить чудеса, проводить сложнейшие операции с минимальным риском для качества жизни пациента. При удалении предстательной железы на такой установке в рамках лечения онкозаболевания высока вероятность сохранения эрекции у мужчины.
Во Франции мы уже вовсю так оперировали, а в России первое время вдруг начали встречать препоны на каждом шагу. Но это уже другая история – про внутриведомственную конкуренцию и про пациента, который в этих процессах, к сожалению, может оказаться «побочным продуктом».
Поэтому, повторюсь, меня приятно удивил уровень оснащения и сама философия «Олимпа Здоровья», где человек – номер один во врачебном кабинете или в операционной. В целом в воронежцах я увидел открытость и уверенность в себе. Увидел, что мы можем здесь с коллегами делать уникальные вещи.
P.S. Доктор Шакир Фуад ведет прием в «Олимп Клиник» (Москва) и в «Олимп Здоровья» (Воронеж).