Рекорды низкой базы

Лизинг

Основными причинами взрывного роста рынка лизинга в 2021 году стали низкая база прошлого года из-за введенных ограничений. Лидером по абсолютному приросту остается сегмент автолизинга. Однако если исключить эффект низкой базы прошлого года и сравнить данные с 2019 годом, то крупные корпоративные сегменты показывают отрицательную динамику. Впрочем, по оценкам экспертов, восстановление рынка продолжится в 2022 году, а по итогам нынешнего года его объем может превысить 2 трлн рублей.

По итогам года, считают аналитики, рост рынка лизинга в РФ составит 25–30%, а в абсолютной сумме объем может превысить 2 трлн рублей. Однако следующий год, скорее всего, уже не будет таким взрывным

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

По итогам первого полугодия 2021 года объем нового бизнеса лизинговых компаний вырос на 66% и составил 945 млрд рублей, приводит данные агентство «Эксперт РА». Интенсивную динамику сохраняет сегмент автолизинга, увеличившийся на 73%, что связано преимущественно с восстановлением автопродаж и спроса на услуги такси и каршеринга, говорит аналитик агентства Зоя Советкина. Сегмент МСБ, чья инвестиционная активность является одним из определяющих факторов для автолизинга, показал за год рост доли с 58% до 61% в объеме нового бизнеса. Cегмент строительной техники показал рост в 88%, что было обусловлено восстановлением бизнеса совместно с мерами государственной поддержки по субсидированию лизинга спецтехники и оборудования. Еще одним лидером по росту нового бизнеса по итогам первого полугодия 2021 года стал сегмент сельскохозяйственной техники — во многом благодаря государственной поддержке аграриев через механизм субсидирования льготного лизинга.

Лидером рынка лизинга по объему нового бизнеса стал «Газпромбанк Лизинг», увеличивший объемы нового бизнеса за первое полугодие 2021 года в 2,7 раза к аналогичному периоду прошлого года. На втором месте — «Сбербанк Лизинг», объем нового бизнеса которого увеличился на 21%, третью позицию занимает ГТЛК (+27%). Доля государственных компаний в объеме нового бизнеса на конец первого полугодия 2021 составила 46%, незначительно сократившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (48%). Пятерка лидеров в сегментах оборудования не изменилась: это грузовой и легковой автотранспорт, строительная техника, железнодорожная техника и морские и речные суда, а вот восстановление бизнеса в авиасегменте ожидаемо идет со значительным отставанием от других сегментов, говорит партнер Strategy Partners Игорь Пиун.

По итогам девяти месяцев рост рынка лизинга может снизиться, считает коммерческий директор компании «Интерлизинг» Сергей Жарков. По оценке генерального директора «Газпромбанк Автолизинг» Лилии Марковой, по итогам третьего квартала 2021 года можно говорить о суммарном объеме нового бизнеса на уровне 1,3 млрд рублей, что 30% больше, чем годом ранее. По итогам года, считает аналитик «Фридом Финанс» Антон Скловец, рост рынка лизинга составит 25–30%, а в абсолютной сумме объем может превысить 2 трлн рублей. Однако следующий год, по его мнению, уже не будет таким взрывным: спрос будет иметь тенденцию к нормализации и замедлению динамики соответственно, поэтому динамика составит 15–20%.

Состояние игроков

Основным драйвером лизинговой отрасли по-прежнему остается автолизинг, даже на фоне дефицита автомобилей в салонах дилеров (+73% в первом полугодии), приводит данные госпожа Маркова. Свою лепту в восстановление экономики, поддержку различных ее отраслей внесло госсубсидирование, считает эксперт. Впрочем, ограниченные объемы поддержки были практически полностью выбраны уже к середине года, поэтому «Газпромбанк Автолизинг» вывел новые субсидии для техники популярных марок, добавляет она.

По итогам девяти месяцев 2021 года объем нового бизнеса «Балтийского лизинга» превысил 66 млрд рублей, что на 44,8% больше аналогичного показателя 2020 года, рассказывает о результатах третьего квартала текущего года руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании Андрей Волков. Количество сделок выросло почти на четверть, подчеркивает он. Доля сегмента автотранспорта по итогам января — сентября 2021 года достигла 59%, в денежном эквиваленте это больше 38,7 млрд рублей. Объем нового бизнеса «Балтийского лизинга» в сегменте автотранспорта вырос на 36%, в сегменте строительной и дорожно-строительной техники — на 58%, в сегменте сельскохозяйственной техники — на 43% и в сегменте металлообрабатывающего, машиностроительного и металлургического оборудования — на 66%.

Темпы роста «Интерлизинга» составили 58% по итогам девяти месяцев, говорит господин Жарков. Основной эффект от восстановления отложенного спроса реализовался во втором полугодии 2020-го и первом полугодии 2021 года. «С начала третьего квартала 2021 года мы наблюдаем сокращение темпов прироста единиц техники, переданных в лизинг, но при этом прирост в денежном выражении продолжается. Мы вошли в новый сложный период, когда из-за последствий пандемии нарушалась логистическая и производственная цепочка, которая привела к дефициту и длительным поставкам техники, причем это сказалось на всем — от автотранспорта до производственного оборудования. Рынок продолжит расти до конца года в первую очередь из-за увеличения стоимости передаваемых в лизинг активов, но темпы третьего и четверного кварталов будут снижаться»,— отмечает он.

Количество сделок «ТСС-Лизинг» за девять месяцев 2021 года выросло в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, лизинговый портфель компании превысил 5 млрд рублей, приводит оперативные бизнес-показатели компании генеральный директор Татьяна Донченко.

По словам менеджера по маркетингу John Deere Financial Ксении Демидовой, за отчетный период наблюдался большой прирост по количеству отгруженных машин в сегменте тяжелой строительной техники: объемы реализации экскаваторов и грейдеров показывают рекордные темпы роста.

Температура рынка

«Эксперт РА» по итогам 2021 года прогнозирует объем нового бизнеса на рынке лизинга в размере более 1,6 трлн рублей, что на 15% выше показателей 2020 года. Крупные корпоративные сегменты показывают слабое восстановление, однако рост арендных ставок на полувагоны на фоне увеличения погрузки угля и строительных материалов, а также постепенного увеличения пассажиропотока позволят показать положительную динамику объемов нового бизнеса в этих сегментах, особенно на фоне низкой базы прошлого года. Тем временем автолизинг останется одним из драйверов рынка, а повышение средневзвешенной цены автомобиля приведет к номинальному росту объемов нового бизнеса в автолизинге. Лизинг автобусов и троллейбусов также окажет поддержку автосегменту в силу наличия субсидирования сегмента на фоне высокого уровня износа общественного транспорта в городах России. Государственные меры поддержки по субсидированию лизинга сельскохозяйственной и строительной техники совместно с активной реализацией ряда крупных национальных проектов («Безопасные качественные дороги», «Жилье и городская среда») позволят данным сегментам на конец 2021 года показать двузначные темпы роста, говорит госпожа Советкина.

Основные вопросы и неопределенность на рынке связаны с предстоящим с 1 января 2022 года введением новых норм отчетности, при которых все лизинговые сделки, а также изменения по ним игроки рынка должны будут направлять в Бюро кредитных историй, рассказывает госпожа Маркова. С одной стороны, это нововведение должно сделать рынок прозрачнее, с другой — до сих пор остается множество нерешенных вопросов, таких, как синхронизация баз данных. Неисполнение требований влечет за собой штрафные санкции, уже начиная с июля 2022 года. В автомобильном сегменте по-прежнему настороженность вызывает дефицит машин в салонах дилеров, что приводит к увеличению срока поставок законтрактованных транспортных средств, добавляет эксперт.

О дефиците как факторе риска также говорит господин Волков. «Если раньше в конце года спрос стимулировали дополнительными акциями, то в этом году лучшей акцией, видимо, будет сама возможность приобрести автомобиль. Дефицит и будет определять объемы рынка в следующем году — спрос, вероятнее всего, не будет удовлетворен в достаточной степени, и динамика объемов лизинга будет определяться объемом доступного предложения»,— отмечает он.

Участники рынка говорят об ускоренной цифровизации отрасли, которую подтолкнула пандемия. В свою очередь аналитики ожидают усиления конкуренции среди лизинговых компаний на рынке. Несмотря на то, что острая фаза кризиса была пройдена уже в конце второго квартала 2020 года, на балансе лизинговых компаний до сих пор наблюдается значительный объем проблемных активов, предостерегает глава аналитической консалтинговой компании «Lomonosov Analysis» Азамат Мзоков.

Артем Кирсанов

Вся лента