Ритейл остается на плаву
Торговля
Несмотря на ограничения, связанные с очередной волной пандемии, оборот розничной торговли в Петербурге показывает положительную динамику. Эксперты отмечают, что рынок постепенно переходит в стадию восстановления, однако на фоне инфляции и снижения реальных доходов населения на дальнейший стремительный рост бизнесу вряд ли стоит рассчитывать.
По данным Петростата, общий оборот розничной торговли в Петербурге в январе — июле 2021 года составил 1015,6 млрд рублей, что на 17,4% больше, чем за соответствующий период прошлого года. При этом в январе — июле 2019 года оборот розничной торговли составлял 826,9 млрд рублей. «Отсюда можно сделать вывод, что розничная торговля превысила показатели, которые были зафиксированы до начала пандемии»,— говорит Антон Скловец, аналитик «Фридом Финанс». Судя по отчетам ритейлеров, в первом полугодии 2021 года средний чек вырос на 5%, добавляет начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский.
Исходя из динамики оборота розничной торговли Санкт-Петербург вошел в пятерку регионов-лидеров. Аналогичный рост розницы был и в Брянской области, а такие регионы, как Адыгея, Краснодарский край и Чечня, Санкт-Петербург обогнали, у лидеров рост составил 24,4% и 20,5% соответственно. «Примечательно, что в целом по РФ рост оборота розничной торговли за первое полугодие составил 10,2%, а в расчете на одного жителя страны — 123,8 тыс. рублей. Если смотреть этот показатель по Петербургу, то он будет выше, чем среднероссийский,— 160,8 тыс. рублей, что, впрочем, существенно ниже, чем в Москве и Московской области — 219,4 тыс. рублей и 198,1 тыс. рублей, но, например, в той же Адыгее и Краснодарском крае этот показатель еще ниже — 129 тыс. рублей и 143 тыс. рублей»,— говорит управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.
Собеседники BG заключают, что торговля в Петербурге не слишком по общей картине отличается от ситуации в целом по стране, по крайней мере среди крупных городов. «А именно: продуктовый ритейл практически не пострадал даже в период самых жестких карантинных ограничений. И это понятно. DIY-ритейл за последние полтора года не просто вырос, а испытал заметный прирост и спроса, и оборота: оказавшиеся в вынужденных отпусках люди стали заниматься ремонтом, строительством собственного жилья, приведением квартир и дач в порядок и так далее. То есть тем, до чего не доходили руки. Фармацевтика тоже выросла по понятным причинам»,— говорит Алексей Коренев, аналитик ФГ «Финам». При этом сегмент одежды и иного непродуктового ритейла испытал лишь краткосрочную просадку в период наиболее жестких карантинных ограничений, но быстро вернулся в норму, когда санкции были сняты, и к тому же пришло время собирать детей в школу.
Эксперты говорят, что рынок успел постепенно войти в фазу восстановления после ковидных ограничений прошлого года, так как у потребителей накопился естественный отложенный спрос. «То, что сегмент пошел в рост, указывает, например, тот факт, что за период январь — июнь объем выданных кредитов юрлицам, по данным ЦБ, составил 1,98 трлн рублей, что на 3% выше, чем в 2020 году за те же шесть месяцев, при этом на долю кредитов в сегменте оптовой и розничной торговли пришлись 604,5 млрд рублей, что является существенной цифрой, при этом рост год к году составил тут 5,6%»,— указывает господин Жарский.
Если отталкиваться от прогнозных значений социально-экономического развития Петербурга, то за 2021 год оборот розничной торговли может составить 109,0% к 2020 году, а в денежном выражении достичь 1,7 трлн рублей. В городском правительстве полагают, что компенсационный рост спроса населения на непродовольственные товары станет одним из благоприятных факторов для городской экономики. «Это, конечно, не стремительный рост, но с учетом жесткой экономической стагнации в прошлом году вполне достойный результат, полагаю, что в действительности примерно такие показатели и будут зафиксированы»,— считает господин Жарский.
Участники рынка затруднились назвать процент бизнеса, который ушел в тень на время локдаунов, поскольку торговля переключилась в режим онлайн, в частности доставки. «На общий взгляд, таких примеров крайне немного. Конечно, снижение общей потребительской активности могло бы спровоцировать уход заметной части мелкого бизнеса в тень. Но проблемы с получением государственной поддержки именно для тех, кто работает в белую, вынудили многих ИП и небольших частных коммерсантов не скрывать свою деятельность, а работать исключительно легально»,— говорит господин Коренев.
Действительно, серьезным аргументом в пользу прозрачности эксперты называют отсутствие защиты интересов бизнеса в каких-либо спорных ситуациях, в то время как легальная деятельность позволяет получать достаточный объем консультаций и поддержки, в том числе льготных кредитов и более мягких условий по аренде недвижимости. При этом ситуация в Москве или Петербурге практически не отличается, говорят участники рынка. Антон Скловец замечает, что в Петербурге сейчас возможны такие форматы торговли, как фуд-траки, автолавки и киоски с фермерской продукцией.
«Власти упростили возможность установки фуд-траков, а также расширили список продуктов для уличной торговли, что позволяет торговле становиться прозрачнее»,— делится мнением эксперт. Господин Кумановский добавляет, что удержание в «белой зоне» делается, в том числе, за счет снижения ставки страховых взносов до 15%, кроме того, в расходы можно относить закупки СИЗ. «Но, конечно, большая часть мер закончилась в первом квартале 2021 года, и теперь у предпринимателей меньше стимулов работать открыто»,— полагает он.
Вместе с тем, какой бы ни была поддержка бизнеса, в случае медленного экономического роста и фактического отсутствия роста реальных располагаемых доходов граждан на фоне растущей инфляции его реальные доходы не позволят получать высокие прибыли. «Поэтому сейчас такой бизнес, в том числе задействованный в розничной торговле, по-прежнему остается в зоне риска и на грани выживания»,— резюмирует господин Жарский.