Уехали в историю
Экс-координаторы Алексея Навального продолжают покидать Россию
Экс-координатор штаба Алексея Навального в Новосибирске (сеть штабов признана экстремистской организацией и запрещена в РФ) и депутат горсовета Сергей Бойко покинул Россию, пояснив, что опасается ареста по уголовному делу о создании экстремистского сообщества, по которому ранее задержали экс-координатора штаба в Уфе Лилию Чанышеву. Такой сценарий считают реальным и многие другие соратники находящегося в заключении оппозиционера: по подсчетам “Ъ”, почти половина экс-координаторов штабов уже покинула страну или собирается это сделать, а заниматься политикой продолжают меньше четверти.
«В материалах дела Лилии Чанышевой достаточно поменять Уфу на Новосибирск, и все остальное слово в слово подходит, чтобы обеспечить мне регулярные свидания с семьей по расписанию. Более того, по моим данным, такие материалы уже есть»,— написал Сергей Бойко в четверг вечером в соцсетях, объясняя причины эмиграции. Он добавил, что не видит «ни одного аргумента» в пользу своего возвращения и уверен, что его арест не поможет борьбе с властью — «если посадка Алексея (Навального.— “Ъ”) не создает должного резонанса, то от меня и того меньше проку».
Как ранее сообщал “Ъ”, в сентябре Следственный комитет возбудил новое уголовное дело в отношении Алексея Навального и его соратников за создание, руководство и участие в экстремистском сообществе (ч. 1 ст. 282.1 УК РФ, до десяти лет колонии, и ч. 2 ст. 282.1 УК РФ, до шести лет колонии). По первому обвинению 10 ноября арестовали Лилию Чанышеву, которая до этого не значилась в списке фигурантов. По словам Сергея Бойко и экс-координатора штаба в Челябинске Алексея Табалова, в материалах дела уфимской активистки есть показания и в отношении бывших глав штабов. «Большое» дело, в которое объединены пять прежних дел в отношении сторонников Алексея Навального, по данным “Ъ”, расследуют десять следователей, из них семь — работают в разных городах.
Господин Бойко пока не определился с судьбой своего депутатского мандата, пояснив, что «прорабатывает этот вопрос». Его коллега по Новосибирскому горсовету Антон Картавин, также избранный от коалиции местных активистов «Новосибирск-2020» (выиграла в четырех округах), написал в соцсетях, что помощники Сергея Бойко «продолжат вести прием, работать на округе, на комиссиях и на сессии». Спикер горсовета Новосибирска Дмитрий Асанцев заявил “Ъ”, что Сергей Бойко не лишится мандата непосредственно из-за отъезда, однако потерять его он может, если получит вид на жительство или гражданство в другой стране или если будет запущена процедура его отзыва. Для отзыва требуются создание инициативной группы и решение суда, где будет указано, что депутат ненадлежащим образом исполнял свои обязанности. Отзыв может инициировать и избирком — в этом случае жителям округа будет предложено проголосовать.
Управляющий партнер Criminal Defense Firm адвокат Алексей Новиков напоминает, что в случае возбуждения дела и объявления подозреваемого в розыск дело приостанавливается до его задержания. «Розыск не всегда используется по прямому назначению,— добавляет юрист.— Все чаще его применяют как заградительную меру от нежелательных людей: пока они за пределами РФ и активно не проявляют себя, их никто, по сути, и не ищет. Но стоит напомнить о себе, и сразу возникают риски заключения под стражу».
Политолог Константин Калачев считает, что власть как раз пытается «выдавить» последователей Алексея Навального из страны, поскольку «не опасается политэмигрантов».
В сентябре 2020 года помимо господина Бойко избраться в горсоветы удалось еще двум сторонникам Алексея Навального: экс-координатору штаба в Томске Ксении Фадеевой и ее заместителю Андрею Фатееву. Оба, судя по их соцсетям, занимаются обычными для городских депутатов вопросами, весьма аккуратно комментируют темы, связанные с соратниками Алексея Навального, и не репостят их записи. На вопросы “Ъ” о том, останутся ли они в России, депутаты не ответили.
Напомним, сеть штабов ее координатор Леонид Волков (за границей, объявлен в розыск) закрыл в апреле 2021 года, еще до признания их экстремистскими. На тот момент работали 37 штабов, один открывался в Махачкале и еще десять готовились к открытию. По подсчетам “Ъ”, из 38 экс-координаторов 14 — покинули Россию. Точное местонахождение еще трех неизвестно. Только девять экс-координаторов, включая двух городских депутатов, продолжают заниматься политикой; семь из них открыли собственные проекты. Двое опрошенных не исключили, что могут эмигрировать. При этом, например, бывший глава штаба в Кузбассе Станислав Калиниченко сказал “Ъ”, что во время обыска полиция изъяла, а затем «уничтожила» его паспорт. «Теперь нужно явиться за новым. Естественно, при получении меня могут задержать»,— добавил он.
Некоторым экс-координаторам трудно покинуть Россию из-за заведенных в отношении них административных и уголовных дел, большинство которых стали следствием зимних протестов против ареста Алексея Навального.
Восемь активистов уже являются фигурантами «уголовок», еще двух проверяют на причастность. Наконец, четырем бывшим координаторам штабов назначены наказания по разным статьям УК РФ: так, Олег Степанов (Москва) находится под ограничением свободы по «санитарному делу», Сергею Беспалову (Иркутск) назначено ограничение свободы за повреждение руки снимавшей его на телефон активистке НОД — успел покинуть Россию между решениями первой и апелляционной инстанциями.
Андрей Боровиков (Архангельск) получил два года и три месяца колонии за распространение порнографии из-за публикации клипа Rammstein.