Коробка передач второй свежести
Ольга Никитина об умном подходе к локализации автомобилей
Stellantis (альянс PSA и FCA) на прошедшей неделе сделала громкое заявление: на заводе «ПСМА Рус» в Калуге на пять лет раньше срока — в 2022 году — начнут выпуск механических коробок передач. Это, на первый взгляд, абсолютно не укладывается в общий настрой российских автопроизводителей: они специально откладывают такие капиталоемкие обязательства на конец действия специнвестконтрактов (СПИК), поскольку для окупаемости подобных проектов нужны гораздо большие объемы продаж автомобилей, чем имеющиеся у большинства автоконцернов сейчас.
Тем более это удивительно, учитывая, что у «ПСМА Рус» один из самых скромных объемов СПИК в автопроме — 7,1 млрд руб. Stellantis уже локализовала по нему несколько моделей и начала выпуск двигателей. Кроме того, доля брендов Peugeot, Citroen и Opel на российском рынке лишь в этом году перевалила за 1%. Как компания умудрилась обставить более крупных коллег?
Я почти сразу подумала, что подсказка в «особом пути» Stellantis по локализации в РФ. Так, для локализации «каблучков» Peugeot Partner и Citroen Berlingo в Калуге оборудование перевозили с площадки в Испании. А для организации производства коробок передач, подтвердили мне в Stellantis, для будет частично использовано оборудование с завода во французском Валансьене.
Нельзя не признать, что концерн буквально предвосхищает будущее авторынков, которые пока не вписываются в тренд электромобильности. По мере того как Европа ускоренно переходит на электромобили, освобождается значимый объем оборудования по выпуску машин с двигателем внутреннего сгорания, вряд ли имеет смысл его просто выбросить.
Россия выглядит удачным вариантом: неготовность Минпромторга отказываться от требований по локализации систем для машин с ДВС вместе со значимой емкостью российского рынка дает компаниям карт-бланш для миграции сюда невостребованного оборудования. Старший вице-президент Stellantis и глава региона Евразия Ксавье Дюшман в интервью «Эксперту», вышедшем на прошлой неделе, подчеркивал, что рынок РФ важен для концерна и «входит в топ-10 в рейтинге самых значимых стран по продажам новых автомобилей в мире». Он также говорит о важности локализации, ставя цель в 80%, и планах развивать экспорт из РФ.
Если Stellantis продолжит находить такие нетрадиционные решения по выходу из ситуации, когда на сильно недозагруженном заводе вас вынудили локализовать двигатель и коробку, то может стать следующим «ключевым иностранным автоконцерном» для чиновников. Впрочем, в последнее время Минпромторг задумывается над тем, чтобы обязать автоконцерны производить еще и электромобили. Вот тогда у Stellantis будут проблемы.