Счет для курьера
Анатолий Костырев о стоимости доставки продуктов
Расхожее выражение «за все хорошее приходится платить», кажется, прочно закрепляется в сфере онлайн-торговли продуктами. «Вкусвилл», один из крупнейших игроков на рынке, сообщил о запуске платной экспресс-доставки из ближайшего магазина за 30 минут стоимостью 149 руб. Бесплатная доставка за два часа также осталась доступна. При этом, отмечают во «Вкусвилле», средний чек в экспресс-режиме чуть выше обычного, то есть платную доставку используют не как дополнение к бесплатной, а уже как альтернативу.
Выход «Вкусвилла» на рынок экспресс-доставки сразу с платным предложением может служить ярким примером перехода этого сегмента на формат работы за счет пользователей. Как отмечает мой источник в отрасли, одну из первых попыток сделали Delivery Club и «Яндекс.Еда», начав брать «сервисный сбор» за доставку. А другие игроки стали сокращать возможности для использования бесплатных опций.
Так, пользователи соцсетей обратили внимание, что в подписке «Сберпрайм» с 8 декабря стали доступны только три бесплатные доставки через «Сбермаркет» в неделю, хотя до этого их число было неограниченным. А интернет-магазин Wildberries, например, сделал платным возврат товара для пользователей, которые много заказывают, но мало покупают, писал Forbes.
Как отмечают мои источники, понятно, что участники рынка онлайн-торговли хотят сделать экономику выгоднее, и видимо, вариант с платной доставкой — способ, который не приведет к потере заказов. Альтернативу уже попробовал один крупный игрок, который этой осенью в одностороннем порядке изменил условия работы для курьеров, сделав их менее выгодными. В результате, рассказывает мой собеседник, из компании начался «отток ценных сотрудников», что в свою очередь вызвало резкое увеличение времени ожидания заказов и закономерно привело к потере части пользователей, которые ушли к конкуренту.
Момент для выставления условий потребителям со стороны участников онлайн-торговли, видимо, оказался удачным. На фоне сохраняющейся острой нехватки курьеров и растущего спроса работа ряда популярных сервисов продолжает ухудшаться, что вызывает острое недовольство пользователей и делает их более готовыми доплатить за услугу.
Но вряд ли стоит ждать, что после разрешения ситуации с нехваткой рабочих рук компании откажутся от этих денег. Напротив, логичнее предположить, что платных опций будет становиться все больше, а бесплатных — все меньше, и использовать их будет все менее и менее удобно. В результате бесплатная доставка из магазина со временем уйдет в прошлое, и об этих временах потребители будут вспоминать как о действовавших когда-то тарифах на такси до повсеместного распространения агрегаторов.