Регулировщики внедорожного движения
Для владельцев неисправных снегоходов, квадроциклов и багги готовят новые запреты
Власти собираются ужесточить контроль за передвижениями снегоходов, квадроциклов, болотоходов, багги и других видов внедорожной техники. Минсельхоз разработал перечень неисправностей, на основании которого Гостехнадзор сможет «запрещать эксплуатацию» упомянутых средств передвижения. Новая процедура будет применяться при неисправностях рулевой и выхлопной систем, неработающих фарах, стоп-сигнале или отсутствии номерного знака. Какими именно последствиями чреват запрет для владельцев, пока неясно — Минсельхоз оставляет этот вопрос на усмотрение региональных властей. Подмосковные власти, к примеру, не исключают установку блокираторов, «опечатывание» и даже эвакуацию неисправной и небезопасной техники.
Минсельхоз разработал проект постановления правительства с «перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники». Проект находится на рассмотрении в подкомиссии правительственной комиссии по проведению административной реформы, сообщили “Ъ” в пресс-службе Минсельхоза.
Разработка нового перечня предусмотрена законом «О самоходных машинах и других видах техники», который вступает в силу в июле 2022 года.
Документ разрабатывался Минсельхозом для сельхозтехники, но коснется также владельцев снегоходов, квадроциклов, мотовездеходов, багги.
Эти средства передвижения тоже являются «самоходными машинам». Их, напомним, надо регистрировать в региональных органах гостехнадзора, а для управления иметь удостоверение машиниста-тракториста. Сегодня, по данным Минсельхоза, на учете стоит 250 тыс. единиц «внедорожных автомототранспортных средств» (10% от всех самоходных машин).
Процедура запрещения эксплуатации будет применяться при неисправностях тормозов (к примеру, если снегоход «не обеспечивает прямолинейность движения» на участке 1,2 м) либо при люфте рулевого управления, который для снегоходов и болотоходов не должен превышать 15 градусов. Запрет эксплуатации будет применяться и в том случае, если при нажатии на педаль (или ручку) тормоза не загораются стоп-сигналы, а также если неисправен звуковой сигнал, выхлопная система, не горят фары, отсутствует номерной знак или превышен уровень содержания вредных веществ в выхлопе.
В отношении автомобилей, напомним, процедура «запрещения эксплуатации» ранее предусматривала снятие номерных знаков, но в 2014 году была исключена из ст. 27.13 КоАП. Сейчас Гостехнадзор может наказывать водителей самоходных машин в рамках ст. 9.3 КоАП, предусматривающей штраф до 1 тыс. руб. или лишение прав на срок до 6 месяцев (например, за управление техникой, не прошедшей техосмотр, или «пьяную» езду).
Правовые последствия «запрета эксплуатации», судя по пояснениям Минсельхоза, будут зависеть от конкретного региона: субъектам предстоит разработать собственную процедуру до 1 сентября 2022 года. Как предполагается, именно тогда перечень и вступит в силу.
Это подтвердил “Ъ”, в частности, начальник управления регионального государственного технадзора Московской области Сергей Фролов (в регионе зарегистрировано 14 тыс. единиц внедорожной техники и т. д.). «Если инспектор обнаружит неисправность, угрожающую безопасности движения, жизни и здоровью окружающих, то будет необходимо добиваться прекращения движения согласно новой процедуре,— пояснил он “Ъ”.— Можно применять, к примеру, опечатывание техники, установку блокираторов и эвакуацию — в зависимости от ситуации. Конкретные меры будут обсуждаться при разработке регионального законодательства. Подобные инструменты будут применяться в любом случае только при участии сотрудников полиции или ГИБДД, независимо от того, где остановлен снегоход или квадроцикл — на дороге общего пользования, в лесу или поле».
Предложенный Минсельхозом перечень содержит ряд пунктов, которые могут трактоваться на местах «неоднозначно», а значит, есть коррупциогенные риски, считает сопредседатель рабочей группы «Безопасность дорожного движения» в рамках «регуляторной гильотины» Евгений Литвин.
Он приводит в пример пункты о неисправности выхлопной и рулевой системы: «У инспектора должны быть четкие инструкции, каким образом определять неисправность». Он также считает, что отсутствие номерного знака не должно быть основанием для наложения запрета. «Номер может случайно отвалиться где-то в лесу — снегоходы и квадроциклы передвигаются, как правило, в суровых условиях,— считает господин Литвин.— Достаточно просто проверить, что самоходная машина зарегистрирована».
Новые ужесточения для владельцев внедорожной техники предусмотрены, напомним, и в проекте нового КоАПа, который сейчас разрабатывает Минюст: новый штраф 1–2 тыс. руб. за выезд на дорогу общего пользования на снегоходе, болотоходе и других «средствах», для движения по обычным дорогам не предназначенных.