Уголь помчится как ошпаленный
Хакасия и Бурятия могут получить гарантии вывоза на восток
Хакасия и Бурятия, поставляющие сейчас на экспорт на восток лишь половину прошлогодних объемов своего угля из-за необходимости пропустить кемеровский и якутский, могут получить возможность восстановить поставки. На эти регионы хотят распространить систему, позволяющую Кузбассу гарантированно вывозить по Восточному полигону согласованные объемы угля. В таком случае Бурятия и Хакасия получат квоту по 9 млн тонн, что меньше, чем в 2020 году, но существенно больше, чем регионы смогут вывезти в этом году при неизменности условий. Но, по мнению аналитиков, выделение квот лишено смысла, поскольку, когда ажиотаж на рынке спадет, проблема исчезнет сама собой.
Хакасия и Бурятия могут заключить договоры о гарантированных объемах вывоза угольной продукции на экспорт в восточном направлении по модели Кузбасса. Это следует из списка поручений по итогам совещания по вывозу угля из Дальневосточного федерального округа (ДФО) 23 ноября у первого вице-премьера Андрея Белоусова (“Ъ” видел документ). В нем говорится, что к 26 ноября Минтрансу с ОАО РЖД и правительствами обоих регионов должны были подготовить предложения по обеспечению вывоза из них угля на экспорт в восточном направлении, «в том числе в объеме не менее среднего значения за 2018–2020 годы», с оценкой влияния на структуру перевозок в целом и угольной продукции из субъектов РФ в частности, а также на финансовый результат ОАО РЖД.
Фактический вывоз угля на восток из Бурятии в 2020 году составил 9,8 млн тонн, из Хакасии — 11,4 млн тонн. Среднегодовое значение для этих регионов за 2018–2020 годы составит около 9,1 млн тонн для каждого.
Кузбасс, основной регион—производитель и экспортер угля в РФ, вывозит свой уголь по дефицитной инфраструктуре Восточного полигона на особых основаниях. Ему гарантирована квота, составляющая в этом году 53 млн тонн, а распределяется она между грузоотправителями по особой методике Минэнерго, дающей определенное преимущество тем из них, кто в предыдущие месяцы вывозил уголь менее популярными маршрутами (подробнее см. “Ъ” от 27 мая 2020 года). Соглашения подобной модели с регионами ОАО РЖД ранее не приветствовало из-за отсутствия механизма коллективной гарантии со стороны компаний, предпочитая пока несуществующую модель ship-or-pay с конкретными грузоотправителями. Однако незыблемость квоты Кузбасса была отдельно подтверждена президентом РФ, который еще и поручил нарастить ее в совокупности на 15 млн тонн к 2024 году (см. “Ъ” от 3 марта 2021 года).
Перевод регионов ДФО на кузбасскую модель обсуждается уже много месяцев (см., например, “Ъ” от 21 апреля 2021 года), но отставание поставок от прошлогодних все увеличивается.
За десять месяцев Хакасия сократила погрузку на экспорт в восточном направлении на 50,4%, до 5 млн тонн угля. Бурятия в том же направлении погрузила 5,5 млн тонн, потеряв к тому же периоду 2020 года 33,8% объемов. При этом Амурская область, где в том числе консолидируется Эльгинское месторождение, нарастила свои объемы более чем на 300% (см. “Ъ” от 25 ноября 2021 года). Кузбасс же поставил 43 млн тонн — на 2,4% меньше, чем год назад.
В ОАО РЖД и аппарате первого вице-премьера от комментариев отказались. Но о проблемах с вывозом угля из Бурятии говорил летом сам Андрей Белоусов, отмечая, что прирост транспортировки якутского угля «кого-то должен был выбить». «Откровенно говоря, не поехала у нас Бурятия,— цитировал его ТАСС.— И мы сейчас буквально в ручном режиме с заместителем председателя правительства Бурятии Олегом Валентиновичем Хышиктуевым решаем вопрос, как сделать так, чтобы они вывезли». По его словам, уже на тот момент недовывоз составлял 4 млн тонн.
Отгрузки из Хакасии на восток угля марки Д в третьем квартале упали на 70%, отмечает Argus в своем обзоре. При этом уголь марки Д из Хакасии и Кузбасса активно ехал на экспорт через южные порты, прежде всего Тамань. Разрез «Тугнуйский» в Бурятии (СУЭК) также нарастил поставки на юг. В угольных компаниях регионов от комментариев отказались. Источник “Ъ”, близкий к СУЭК, говорит, что компания «за любые договоренности, лишь бы на пользу делу».
По мнению управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, заключать подобные договоры с Бурятией и Хакасией нецелесообразно, так как там добывается в основном бурый уголь, который потребляется локально.
Через Хакасию и Бурятию идет большой транзитный поток кемеровского угля, что препятствует вывозу продукции из этих регионов в адрес электростанций Дальнего Востока, полагает господин Гришунин. По его мнению, с учетом вероятного снижения цен в следующем году вывоз угля нормализуется.