Электронику защитили от оппозиции
Законопроекты об отмене ДЭГ в Москве не нашли поддержки в горизбиркоме и мэрии
Комиссия Мосгордумы по госстроительству и местному самоуправлению рассмотрела в понедельник два законопроекта об отмене онлайн-голосования, разработанных оппозиционными депутатами Михаилом Тимоновым и Сергеем Митрохиным. Обе инициативы не нашли поддержки в Мосгоризбиркоме и мэрии. Несмотря на это, комиссия все же вынесла их на пленарное заседание, но признала проекты идентичными и определила по обоим документам только одного докладчика.
Законопроекты об отмене использования дистанционного электронного голосования (ДЭГ) депутаты Мосгордумы (МГД) Михаил Тимонов («Справедливая Россия») и Сергей Митрохин («Яблоко») разработали вскоре после сентябрьских выборов в Госдуму. «Яблочник» баллотировался в Думу по Центральному округу Москвы, но проиграл самовыдвиженцу, координатору поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» Олегу Леонову. Причиной проигрыша господин Митрохин считает именно ДЭГ.
Первым на заседании профильной комиссии обсуждался законопроект Михаила Тимонова. Документ представляет собой проект федерального закона о признании неудовлетворительным эксперимента по внедрению ДЭГ и об отказе от его дальнейшего применения на выборах, в том числе президентских.
Аргументируя эту инициативу, господин Тимонов заявил, что у общества оказались сведены к нулю возможности проверить правильность подведения итогов ДЭГ и убедиться в возможности отсутствия фальсификаций.
«Нельзя использовать электоральные инструменты, которые не являются прозрачными для общественного контроля и не гарантируют тайну голосования, и при этом хотеть, чтобы выборы исполняли свою главную задачу — выявление воли избирателей и легитимизацию власти»,— подчеркнул депутат.
Напомним, результаты ДЭГ на выборах в Госдуму в Москве были опубликованы на несколько часов позже, чем итог подсчета традиционных «бумажных» голосов, и существенно скорректировали результат в пользу кандидатов, поддержанных властью. Основной причиной задержки организаторы ДЭГ назвали доступную только на московской платформе опцию «отложенного голосования», то есть возможность в течение суток несколько раз поменять свой выбор. При этом наблюдатели жаловались, что не могли контролировать подсчет онлайн-голосов, из-за того что так называемая нода наблюдателя отключилась сразу после окончания голосования.
Любая законодательная инициатива в МГД должна получить отзывы профильных ведомств. Представлявший на заседании комиссии Мосгоризбирком (МГИК) его зампред Дмитрий Реут не поддержал законопроект господина Тимонова, отметив, что для признания эксперимента неудовлетворительным надо понять, какие цели ставились. «Я расцениваю ДЭГ как своего рода научный эксперимент,— пояснил он.— В результате мы получили то, что хотели: информацию о востребованности данного способа голосования, увидели сложности, которые возникают, и направления дальнейшего развития данного института». Кроме того, по словам зампреда МГИК, запрет, предлагаемый законопроектом Михаила Тимонова, может быть с легкостью преодолен другим законом о применении ДЭГ. «Технический прогресс тоже играет здесь не последнюю роль. 25 лет назад аналогичной критике подвергались КОИБы, а теперь все требуют от нас их повсеместного применения»,— напомнил господин Реут.
Аналогичную позицию высказал представитель мэрии Игорь Аленькин. По его мнению, законопроект не полностью охватывает все правовые возможности регулирования ДЭГ и в нем не хватает объяснения, зачем надо отменять электронное голосование помимо ДЭГ, то есть цифровые избирательные участки.
Представителя мэрии поддержал депутат от объединения «Моя Москва» Валерий Головченко, которого возмутила формулировка о массовом принуждении бюджетников к ДЭГ. На это замечание отреагировал Сергей Митрохин, предложивший коллеге прочитать публикации «Новой газеты» о случаях такого принуждения. Господин Головченко, впрочем, продолжал защищать ДЭГ: «Электронное голосование мотивировало принять участие в сентябрьских выборах почти 600 тыс. человек, которые до этого не ходили на избирательные участки вообще. Эти люди всегда предпочитали личное общественному, но теперь у них появилась возможность совмещать и то и другое».
Следом рассматривался законопроект Сергея Митрохина, которым предлагается исключить из федерального закона о гарантиях избирательных прав все упоминания ДЭГ и специально оговорить, что при проведении выборов могут использоваться только бумажные бюллетени.
«Когда нам говорят о прогрессе, о современных технологиях и мы применяем их к выборам, то, казалось бы, результаты ДЭГ должны быть опубликованы через минуту после закрытия избирательных участков. Но что-то этого не произошло. Подкачал прогресс»,— посетовал господин Митрохин.
Дмитрий Реут возразил, что ДЭГ — это лишь дополнительный инструмент для избирателей и они сами вправе решать, использовать его или нет. «И если возвращаться к Конституции, то отмена или ограничение права использования ДЭГ повлечет сокращение конституционных прав граждан»,— считает зампред МГИК. Кроме того, нельзя забывать о проживающих за рубежом россиянах, для которых ДЭГ может быть единственной возможностью волеизъявления, подчеркнул господин Реут. Поэтому инициативу «яблочника» он также не поддержал, как и представитель мэрии.
Впрочем, несмотря на отрицательное резюме профильных ведомств, комиссия МГД все же не стала давать оценочные суждения двум законопроектам и вынесла на пленарное заседание оба документа. При этом комиссия признала их идентичными и определила по ним только одного докладчика — Сергея Митрохина. Рассмотрение инициатив планируется на ближайшем заседании, намеченном на среду, 1 декабря.
В Совфеде ждут появления прозападных оппозиционеров на президентских выборах-2024
В Совете федерации (СФ) в понедельник прошло заседание временной комиссии по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ. Сенаторы и эксперты обсудили предстоящий 9–10 декабря «Саммит за демократию», инициированный США, и утвердили схему ежегодного доклада временной комиссии за 2021 год.
Член Центризбиркома Игорь Борисов вручил председателю комиссии Андрею Климову медаль ЦИКа «За содействие в организации выборов» (той же награды удостоился и Василий Пискарев, возглавлявший в прошлой Госдуме комиссию по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России). Господин Борисов отметил, что думские выборы прошли «под непрекращающимся давлением и вмешательством коллективного Запада в национальный электоральный процесс». «Нам предлагали из-за рубежа поменять законодательство и избирательную систему в целом, рекомендовали, кого регистрировать в качестве кандидатов, а кого нет. Рекомендовали, какую норму закона применять в том или ином случае, а какую — нет»,— посетовал член ЦИКа. Он также отметил, что в последнюю неделю перед выборами на сайт ЦИКа было совершено 25 хакерских атак из-за рубежа.
Андрей Климов в ответ напомнил, что «американские конгрессмены уже работают над скандальной резолюцией о том, как остановить действие новой редакции Конституции РФ и кого нам избирать своим президентом в 2024 году». А гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин высказал мнение, что США заняты поиском «плана B и C» — оппозиционных кандидатов в президенты России по типу Хуана Гуайдо в Венесуэле и Светланы Тихановской в Белоруссии. И если господин Гуайдо был «первым блином комом», то с госпожой Тихановской «все было уже более удачно, с маслицем», заявил политолог.